Спецкот послужит УФАС

Недобросовестные компании в Ленобласти продолжают препятствовать развитию конкуренции и делают это все изощреннее. Больше всего в 47-м регионе подвержены картельным сговорам такие сферы, как строительство, поставка лекарств и медоборудования, обеспечение продуктами питания школьных столовых и детсадов, ремонт дорог. Число жалоб на нарушения процедуры закупок год назад выросло в Ленобласти до 1,7 тысячи (на 14% по сравнению с 2018-м), а обоснованных обращений, поступивших в Ленинградское управление федеральной антимонопольной службы (УФАС), - более чем на 30%. Переломить ситуацию еще не удалось, говорят ее сотрудники, но уверяют, что они к этому уже близки.

Спецкот послужит УФАС | Иллюстрация alphaspirit/shutterstock.com

Иллюстрация alphaspirit/shutterstock.com

Сама по себе цифра отмеченных в 47-м регионе эпизодов картельного сговора - более 16 тыс. - мало о чем говорит: по одним торгам можно выявить тысячу таких фактов. Но и приукрасить картину специалисты не пытаются, соглашаясь, что в масштабах России казна несет при этом колоссальные убытки: до 1,5% от всего внутреннего валового продукта.

Да, система государственных и муниципальных закупок несовершенна, и не всегда прозрачна, признают они, это видно и в Ленобласти. Поймав за руку ловкачей при анализе закупочной процедуры, представители Ленинградского УФАС направляют им предупреждение, а если те на него не реагируют, заводят административное дело (380 таких дел возбуждено в минувшем году) и налагают штрафные санкции. Правда, львиная их доля остается неоплаченной: в 2019-м из 463,3 млн рублей, предъявленных в регионе к взысканию, виновные едва погасили четвертую часть. А оставшуюся сумму штрафов пытаются обжаловать в судах.

Однако антимонопольщики начинают применять к нарушителям и более эффективные, по их мнению, меры воздействия: дисквалифицируют за неисполнение предписаний руководителей компаний и чиновников, вносят их имена в «черный» список, то есть в реестр инициаторов картельного сговора. В то же время побуждают участников торгов проходить курсы повышения квалификации, так как многие люди совершают правовые «прегрешения» чаще от незнания, а не корысти ради, отмечает Александр Плетешков, руководитель УФАС по Ленобласти.

Большие надежды антимонопольщики возлагают также на программу «Большой цифровой кот», которую собираются взять с нынешнего года после ее обкатки на вооружение. Это хороший инструмент противодействия картелям, с помощью которого можно контролировать проведение аукционов и выявлять признаки антиконкурентного соглашения, обрабатывая большие массивы данных.

«Материалы по наиболее крупным нарушениям, где бюджету нанесен огромный урон, были переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, - рассказывает Руслан Абейдуллин, зам. руководителя регионального УФАС. - Это касается, например, картельного сговора при строительстве в Ленобласти медучреждений, где были заключены контракты на общую сумму более 350 миллионов рублей при почти незаметном снижении аукционной цены».

При расследовании так называемого лесного дела, когда вырубленные на просеках деревья продавались одной компании, а другие от торгов отстранялись, выяснилось, что тут приложили руку чиновники. И теперь виновным предстоит ближе ознакомиться с 178-й статьей УК («ограничение конкуренции»). А возможно, и представителям комитета по тарифам и ценовой политике правительства Ленобласти, которые, как показала в конце прошлого года внеплановая проверка, в подобных сговорах тоже были замешаны, добавил Абейдуллин.

Но вот бороться с незаконно установленными рекламными конструкциями, владельцев которых порой трудно найти, пока не очень-то удается. Демонтировать своими силами «самостийные» щиты муниципалитеты не могут, на это нет денег, но и оставлять без внимания предписания УФАС им нельзя. Такая получается коллизия.

Да и с закупочными процедурами, которые совершают крупные компании, предоставляющие доступ к энергосетям, газопроводам и другим инфраструктурным объектам, не все так просто. Противодействовать нарушениям со стороны таких компаний, относящихся к естественным монополиям, мешает несовершенный 223-й федеральный закон, регламентирующий осуществляемые ими закупки. И пока законодательные поправки не приняты, добиться абсолютно свободной конкуренции здесь почти невозможно, уверены специалисты.

В Ленобласти они тоже из года в год фиксируют нарушения на рынке энергетики, выдавая предписания одним и тем же энергосетевым и ресурсоснабжающим компаниям, и конца этому пока не видно. А бизнес-структуры, пойманные с поличным, вовлекают проверяющих в долгие судебные тяжбы, продолжая невозмутимо нарушать законодательство, пояснил Руслан Абейдуллин. Так происходит, по его словам, с компанией «Приморский торговый порт», ограничивающей в морской гавани конкуренцию (в результате чего убытки хозяйствующим субъектам выросли до 2 млрд рублей), против которой с 2017 года заведено три антимонопольных дела.

Поставить точку в этой и подобных историях можно, только отстраняя от должности виновных в нарушениях руководителей, считают антимонопольщики. Подобные рычаги у них есть, и специалисты намерены активнее ими пользоваться. Другая приоритетная задача, которая поставлена перед Ленинградским УФАС в этом году, связана с выполнением национальных проектов.

#УФАС #деньги #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 048 (6446) от 18.03.2020 под заголовком «Спецкот послужит УФАС».


Комментарии