Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году

Одним из важных для города итогов Петербургского международного экономического форума-2019 стало подписание соглашения о строительстве первой очереди Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) от ЗСД в районе железнодорожной станции Броневая до пересечения с Витебским проспектом. Участок длиной 3,4 км должен пройти рядом с существующей грузовой железной дорогой.

Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году | Photo by Evgeni Tcherkasski on Unsplash

Photo by Evgeni Tcherkasski on Unsplash

Этот участок ШМСД имеет не только самостоятельное значение как связь между ЗСД и Московским районом. Начало строительства данной магистрали должно стать драйвером развития транспортной инфраструктуры южной планировочной зоны Петербурга, а также дорожной сети Ленинградской области на восточной границе с Петербургом.

В концепции ШМСД, размещенной на сайте городского комитета по инвестициям, говорится, что это будет 6 - 8-полосная магистраль с восьмью развязками: «подключение к ЗСД; с Витебским проспектом; с продолжением Софийской улицы; с Глухоозерским шоссе, с Малоохтинским проспектом; с перспективным Союзным проспектом; с улицей Коллонтай, подключение к КАД». Это означает, что Софийскую улицу и Союзный проспект надо как минимум продлевать. Кроме того, потребуется строительство моста через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Впрочем, несмотря на утвержденный весной проект планировки территории на этот участок ШМСД, рассматривается вариант тоннеля под Невой, чтобы уменьшить шумовое воздействие на жилые дома и сохранить Парк 30-летия Октября, чего требуют жители Невского района. Срок строительства всей ШМСД - до 2042 года.

В комитете по развитию транспортной инфраструктуры нам дополнили информацию по ШМСД. Общая протяженность - 27,4 км, в том числе в границах Петербурга - 14,2 км. В Ленинградской обрасти сразу после развязки с КАД в районе Кудрова магистраль раздвоится. До Колтушского шоссе пойдет 5 км четырехполосной трассы. Длина шестиполосной трассы до Мурманского шоссе - 8,2 км.

Общая стоимость ШМСД оценивается на сегодня в 182 млрд рублей. Из них городская часть - около 160 млрд рублей. Вопрос, за чей счет будет этот дорожный праздник, отнюдь не праздный.

Именно поэтому в тот же день, когда было подписано соглашение о начале строительства ШМСД, на ПМЭФ-2019 состоялись переговоры главы Смольного Александра Беглова с Евгением Дитрихом, министром транспорта Российской Федерации. Зимой в один из предыдущих визитов в Петербург министр заметил, что строительство ШМСД надо начинать своими силами. На ПМЭФ-2019 градоначальник выразил надежду, что федеральный бюджет не останется в стороне от такого важного проекта.

Встретился глава города и с Андреем Костиным, председателем правления Банка ВТБ, который будет основным партнером в софинансировании строительства ШМСД. По ее итогам ленты новостей распространили две цитаты. Александр Беглов: «ВТБ - надежный стратегический партнер. Уверен, что у нас и дальше будут самые интересные и продвинутые проекты». Андрей Костин: «Мы подписали важное дополнение к проекту ЗСД - это способствует развитию инфраструктуры города. Когда проезжаешь по ЗСД, у тебя справа стадион, а слева «свечка» «Газпрома» - это какое-то невероятное ощущение. Действительно город будущего. Мы должны и дальше в таком же темпе работать».

О каком дополнении к проекту ЗСД говорил банкир? Документ о начале строительства ШМСД оформлен как дополнительное соглашение к соглашению о государственно-частном партнерстве по проекту ЗСД. Первый участок трассы ШМСД станет продолжением ЗСД, что справедливо не только по букве, но и по сути. Это позволит упростить бюрократические процедуры, следовательно, ускорить начало строительства.

Соглашение подписали Эдуард Батанов, вице-губернатор Петербурга, Константин Попов, генеральный директор АО «ЗСД», и Алексей Бнатов, генеральный директор компании ООО «Магистраль северной столицы». Акционерное общество на 100% принадлежит Петербургу и владеет ЗСД. «Магистраль» находится (примерно в равных долях) в собственности ВТБ и Газпромбанка. Эта компания выступала частным концессионером при строительстве ЗСД по схеме ГЧП и сейчас управляет и эксплуатирует диаметр. Она же будет строить первый отрезок ШМСД по проекту института «Стройпроект», который весной 2019 года выиграл тендер.

После подписания соглашения Батанов сообщил, что стоимость строительства первого отрезка ШМСД составит 35 млрд рублей. Уже после окончания форума стало известно, что государство и частный концессионер вложат, соответственно, 15 млрд и 20 млрд рублей. Срок выполнения работ, который звучал на ПМЭФ, - 2024 год.

До начала строительства кроме финансовых вопросов городским властям предстоит решать имущественные. В конечном счете они тоже финансовые. Трасса затрагивает интересы около ста собственников земельных участков. В том числе «Электросилы», выполняющей военные заказы, и Министерства обороны. На публичных слушаниях по проекту планировки территории бизнесмены, работающие на земле, которая попадает в зону строительства ШМСД, уже поднимали вопрос о компенсациях.

Вероятно, в ближайшие месяцы будет принято решение, что строить - мост или тоннель через Неву. Эта главная на сегодня проблема второй очереди ШМСД - от Витебского проспекта до продолжения Союзного проспекта. По источникам, стоимость моста - 8 млрд рублей, тоннеля - 12 млрд рублей. Среди специалистов нет единого мнения, какой вариант лучше при строительстве и эксплуатации. Градозащитники выступают за тоннель как не нарушающий исторические панорамы Петербурга.

Еще сложнее ситуация с третьей очередью - от Союзного проспекта до КАД. Сначала в концепции магистрали ее трассировка располагалась поблизости от жилых домов на улице Кржижановского. Она осталась в некоторых схемах, размещенных в Интернете. Только в этом варианте возможна развязка с улицей Коллонтай, это на самой границе с Ленинградской областью. Позже в Правила землепользования и застройки внесли изменения, которые передвинули коридор для трассы ближе к Хасанской улице, вызвав протесты местных жителей.

Один общественный эксперт подсчитал, что если магистраль проложат ближе к Хасанской улице, то она затронет интересы 15 тысяч петербуржцев, а если ШМСД пройдет близко от Кржижановского, то 21 тысячи человек.

Проект планировки территории для третьей очереди ШМСД должен быть подготовлен к 1 декабря 2019 года.

Читайте также о том, что проспект Маршала Блюхера все-таки будет продлен.

#скоростная трасса #строительство дорог #ШМСД

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (6456) от 10.06.2019 под заголовком «Питерская широта».


Комментарии