Сетевой каннибализм. Эксперты прогнозируют расцвет дискаунтеров

Цены на продукты продолжают ползти вверх, и в этих условиях эксперты прогнозируют расцвет магазинов «для бедных» — жестких дискаунтеров. Также в ближайшей перспективе локальные продовольственные сети Петербурга могут потеснить крупные федеральные игроки, напора которых не смогут выдержать ни ветераны рынка, ни новички. А снижение конкуренции, как мы знаем, ничего хорошего потребителям не приносит.

Сетевой каннибализм. Эксперты прогнозируют расцвет дискаунтеров | Фото Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

Фото Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

Стойкие гипермаркеты

Весь прошлый год ретейлеры уделяли повышенное внимание безопаснос­ти как своих сотрудников, так и покупателей. В торговых залах рисовали разметку, на кассах устанавливали специальные защитные экраны. Параллельно посетителей магазинов приучали к кассам самообслуживания и прочим системам бесконтактных покупок. В списке актуальных тенденций продовольственной розницы перемещение покупателей в онлайн-формат, рост потребления категорий свежих продуктов, повышение спроса на готовую еду и популяризация дискаунтеров.

Пока, несмотря на все предсказания экспертов, дискаунтеры и небольшие магазины не могут вытеснить гипермаркеты с рынка. Однако последним приходится менять концепцию. Наиболее показательно это проиллюстрировала ГК «О’Кей», презентовав в ноябре прошлого года два модернизированных гипермаркета. По мнению владельцев сети, старый формат морально устарел. В модернизированных магазинах расширен торговый зал, поменялось оборудование, на входе появились кафе, а в ассортименте стало больше товаров категорий «фреш». Реновация гипермаркетов сети (22 магазина в городе и один в области) будет продолжена. Вероятно, что подобные изменения будут происходить и в других сетях.

Экономия должна быть максимальной

Что касается дискаунтеров, то этот формат стал хитом розничного рынка 2021 года. Так, в Петербурге почти в три раза увеличила число магазинов красноярская сеть «Светофор». Сейчас под этой ­вывеской работают около 15 торговых точек в городе и столько же в области. В планах компании «размножение» до нескольких десятков магазинов, ориентированных на экономную аудиторию. Стоит отметить, что этот ретейлер в первом полугодии 2021 года стал абсолютным лидером по приросту торговых площадей в стране, обогнав таких игроков, как X5 Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») и «Магнит».

Развиваются и другие сети. Х5 Group в 2020 году запустила сеть магазинов для бережливых «Чижик», у «Магнита» появилась «Моя цена», а у «Ленты» — «365+». Однако петербуржцам эти проекты пока незнакомы. Ретейлеру X5 Group это мешает сделать Федеральная антимонопольная служба (доля магазинов компании на рынке региона при допустимых 25 % составляет уже почти 30 %). Магазины «Моя цена» проходят тестирование в отдаленных и небольших населенных пунктах. Пилотные «365+» появились в Новосибирске и Барнауле, но активного развития проект пока не получил. Группа «О’Кей» пока лишь планирует открыть в городе на Неве сеть дискаунтеров «ДА!», хотя в Москве этот бренд появился еще в 2015 году.

Зато развивают дискаунтеры местные игроки — «Сезон», «Технолог», универсамы «Народный». А сеть «Семишагофф» в 2021 году открыла 15 новых точек и разрослась уже до 130 магазинов.

Локальность исчезает в кризис

В целом петербуржцы проявляют интерес к здоровому питанию, особенно к товарам местных производителей и фермерской продукции, которая не всегда отличается демократичным ценником. На этой волне планируется создание сервиса для объединения малых производителей и фермерских хозяйств. Если проект будет реализован, то это станет прорывом — сегодня в Северной столице практически нет магазинов, реализующих фермерскую продукцию.

В маркетинговом плане экотренд пытаются использовать местные сетевые проекты «Народный фермер», «Удачный», а также сеть прилавочного типа «Колхоз», которая к концу 2021 года выросла до 26 торговых точек. Однако стоит отметить, что солидная часть товаров в подобные магазины поставляется вовсе не от фермеров, а от крупных промышленных производств. Что касается «Азбуки вкуса» и «Лэнда», которые действительно делают ставку на фермерские продукты, то они ориентированы на более высокий ценовой сегмент.

Есть еще молодая петербургская сеть «Мята», которая в конце 2021 года открыла магазин в Лен­области. Еще три магазина сети продолжают работать в Петербурге. Изначально проект обещал делать ставку на особенные отношения с поставщиками и уникальный ассортимент. Но в реальности полки этих магазинов не особенно отличаются от витрин федеральных сетей с дежурным набором товаров. Продолжает открывать магазины еще одна местная торговая сеть «Вкустер».

Из заезжего ретейла можно отметить псковского производителя мясной и молочной продукции ­­«ПсковАгроИнвест», который в 2021 году увеличил в регионе число собственных фирменных магазинов «Деревня Соловьи». Под этой вывеской в Петербурге работают шесть магазинов, а в Ленобласти — еще три.

В конце 2020 года в Северную столицу пожаловала нижегородская торговая сеть Eurospar, и в 2021 году супермаркеты под этим брендом активно работали как в Петербурге, так и в Ленобласти. Также на нашем рынке развиваются фирменные сети из Коми «Птицефабрика Зеленецкая» и магазины из Белоруссии «Белорусский дворик».

Алкомаркеты и экзотика

А вот алкогольные магазины, судя по всему, из моды выходят. При этом расстановка игроков на рынке алкомаркетов претерпела изменения. Так, сеть «ВинЛаб» открыла в Петербурге и Ленобласти более 80 новых торговых точек. А вот ее основные конкуренты — «Ароматный мир» (около 250 магазинов) и «Красное&Белое» (более 430 точек) теперь позиционируют себя как «магазины у дома», щедро дополняя ассортимент продуктами питания. Аналогичной концепции придерживаются сети «Бристоль» и «Градусы».

При этом X5 Group сократила петербургскую коллекцию своих алкомаркетов «Пятьница», в наступившем году планирует закрытие еще семи магазинов. От развития собственных алкомаркетов отказался и «Магнит».

Не могут похвастать успехами и магазины экзотических продуктов. До пандемии в Петербурге работало несколько магазинов, которые предлагали продукты из Китая, однако из‑за отсутствия туристов из Поднебесной они вынуждены были закрыться. Зато на Лиговском проспекте появился китайский супермаркет «Панда» с претензией в перспективе стать сетевым. Также продолжает работать специализированная сеть магазинов с ассортиментом продукции из стран Азии «Красный дракон», которая на сегодняшний день насчитывает более десяти торговых точек.

Великаны съедают малышей

Но самый главный тренд последнего времени — сокращение количества продуктовых сетей. В 2021 году не стало фирменных магазинов «Лосево», выбыли из игры казахстанская сеть Green, Like Market, «Медведь». Впрочем, их исчезновение мало кто заметил, поскольку они проработали на петербургском рынке меньше года. Но сворачивает свою деятельность и старейшая местная сеть магазинов «РиоМаг» 2003 года рождения. Увы, проект морально устарел, а его модернизация требовала слишком больших затрат. В 2022 году окончательно уйдут в прошлое гипермаркеты «Карусель» — одни будут закрыты, а другие превратятся в «Перекрестки».

Что касается открытий крупных игроков, то в 2021 году «Пятерочка» запустила 13 новых магазинов. «Перекресток» на всей территории СЗФО запустил около 30 точек. Под конец года в городе появились два первых магазина нового формата (площадью до 300 кв. м) «Джем Перекресток», ориентированных на молодежь и офисных работников.

Не отстает и «ВкусВилл», который в прошлом году открыл в регионе 22 новых магазина и вряд ли на этом остановится. Также компания активно строит собственные дарксторы, расширяет зоны доставки онлайн-заказов. К концу года в городе и ­области работали 140 магазинов, в том числе 11 дарксторов.

«Магнит» в городе на Неве открыл 59 магазинов формата «у дома», один дискаунтер и 38 точек дрогери. Еще один любопытный штрих наступившего года — «Магнит» впервые открыл магазин не в «спальном» ­районе, а на Невском проспекте. Впрочем, сегодня на главном проспекте и в его окрестностях присутствуют представители практически всех федеральных ретейлеров. Это и «Перекресток», и «Пятерочка», и «Дикси», и «ВкусВилл»…

Купи-продай

2021 год ознаменовался и одной из масштабных в истории российского ретейла сделкой: покупкой «Магнитом» основной части сети «Дикси». Полностью приобрести сеть не позволили антимонопольные ограничения. В результате «Дикси» пока продолжает работать под собственным брендом как отдельное юридическое лицо, и не совсем понятно, как события будут развиваться дальше.

На этом суперсделки не закончились — «Лента» купила пермскую сеть «Семья», сеть супермаркетов Billa и анонсировала приобретение онлайн-ретейлера «Утконос». А X5 Group приобрела dark-kitchen-сеть «Много лосося» (доставка готовых блюд) и начала ее операционную деятельность в Петербурге, открыв первую собственную «темную кухню» за пределами Московского региона. В перспективе сервис планирует запустить в городе несколько dark-kitchen площадью от 50 до 200 квадратных метров и обеспечить доставку по всей территории города.

Возвращение карточек

В заключение стоит озвучить одну из главных новостей начала 2022 года. X5 Group и «Магнит» заявили о добровольном ограничении торговой наценки в пределах 10 % на базовый продуктовый набор. Ретейлеры обещают удерживать эту планку в течение года, включив в табуированный перечень социально значимые позиции (хлеб, молоко, крупы, вермишель, овощи, борщевой набор).

«В условиях аномально высокой инфляции уровень наценки составит примерно в 1,5 раза ниже фактических затрат торговой сети на логис­тику, персонал, аренду магазинов, коммунальные платежи и т. д. Таким образом, продажи базовых товаров пойдут в убыток, — объясняет гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. — С другой стороны, такая стратегия привлечет покупателей, которые вместе с социальными продуктами станут приобретать и более дорогие товары со стандартной наценкой. Бизнес первым сделал шаг навстречу государству, несмотря на то что сам находится в «ценовых ножницах».

В Госдуме тем временем вновь заговорили о введении продуктовых карточек для стимулирования потребления отечественных продуктов и в качестве дополнительной меры поддержки для малообеспеченных семей. Напомним, этот проект ­всерьез обсуждался в начале 2021 года, однако затем ушел в тень — то ли из‑за негативного общест­венного резонанса, то ли просто стало не до того из‑за новых ковидных волн. Но в условиях неравномерного роста доходов и высокой инфляции, которую пока не смог остановить даже масштабный цикл повышения ключевой ставки, идея вполне может стать актуальной.

Разумеется, речь идет не об аналоге карточек времен блокады с лимитированной выдачей продуктов, а лишь об аналоге современных детских карт — государство будет выделять нуждающимся небольшие суммы, которые можно будет потратить только на еду. Что ж, в условиях профицитного бюджета и высоких цен на нефть деньги на это у страны есть.


#магазины #цены #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (7094) от 24.01.2022 под заголовком «Сетевой каннибализм».


Комментарии