«Серый пояс» застыл без стратегии. Нужно ли развивать бывшие промзоны Петербурга?

Знаете ли вы, что почти 12% территории Петербурга простаивают без дела? И это практически в центре северной столицы, с выходом к Неве. Девелоперы даже придумали наименование этой местности, некогда промышленного «сердца» Петербурга - Петрограда - Ленинграда - «серый пояс». О том, почему на поставленный выше вопрос чиновники до сих пор не дали ответа и стоит ли действительно развивать бывшие промзоны, в редакции «СПб ведомостей» рассказали президент НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге доктор экономических наук Александр ХОДАЧЕК и доктор экономических наук зав. кафедрой экономики производства Санкт-Петербургского экономического университета Александр КАРЛИК.

«Серый пояс» застыл без стратегии. Нужно ли развивать бывшие промзоны Петербурга? | Потенциал освоения старых промышленных территорий Петербурга пока должным образом не оценен ни бизнесом, ни городом. ФОТО Елены УШАКОВОЙ/ИНТЕРПРЕСС

Потенциал освоения старых промышленных территорий Петербурга пока должным образом не оценен ни бизнесом, ни городом. ФОТО Елены УШАКОВОЙ/ИНТЕРПРЕСС

- Александр Михайлович, почему, на ваш взгляд, эти реформы до сих пор интересуют петербургских историков и экономистов?

А. ХОДАЧЕК:

- Оставить все, как есть, вряд ли получится. «Серый пояс» - это около 19 тысяч гектаров земли. Именно здесь находится транспортно-логистический и железнодорожный узел. Нужна комплексная программа пространственного развития так называемого «серого пояса», его уточненного территориального зонирования. Эту работу надо провести в рамках подготовки нового генплана города на период до 2046 года, определив политику развития промышленного пояса, оценив обеспеченность его инженерными коммуникациями и рабочими местами.

Еще одна важная составляющая - инвентаризация территорий промзон: их промышленных и логистических объектов. Во многих случаях сохраняется санитарно-защитная зона, занимающая дополнительные территории, в то время как производственная деятельность на бывших заводах уже давно не ведется. Не исключено, что некоторые собственники сохраняют эти зоны «на потом», как резерв для продаж под жилищное строительство. Есть и другой пример: от завода осталось одно лишь название да здание заводоуправления, зато вокруг большая неосвоенная территория.

А. КАРЛИК:

- Кстати, жилье в «сером поясе» строить не получится ввиду загрязненности площадок бывших заводов. Стоимость рекультивации таких территорий еще никто не определил. Но, по-видимому, счет пойдет на миллиарды рублей. И работы по рекультивации надо проводить не только в Невском, но также в Московском, Кировском и Выборгском районах.

- Александр Евсеевич, вы как-то рассказывали о трех поясах нашего города. В первом должно сосредоточиться жилье, во втором - научные и культурные объекты, в третьем - промышленность. Насколько это реально сейчас?

А. КАРЛИК:

- Я встречал подобный подход у ряда исследователей этой проблемы. Говорил о том, что наш город моноцентричен, и можно (в соответствии со временем, когда территории формировались) выделить несколько поясов: исторический центр и некоторые прилегающие к нему улицы - это имперский Петербург, следующий пояс - промышленный с соответствующим жильем для работающих. Активное его формирование продолжалось с конца ХIХ века и завершилось в 30-х годах ХХ века - это Петроград. А далее мы можем говорить о послевоенном решении жилищной проблемы за счет нового крупномасштабного жилищного строительства - это уже Ленинград, со всеми его позитивами и негативами.

Наверное, в настоящее время можно добавить и четвертый пояс - территории вокруг Петербурга, в Ленобласти, куда есть смысл перебазировать петербургские заводы.

Но не каждое предприятие можно перенести. Многие заводы обрабатывающей промышленности, в первую очередь оборонно-промышленного комплекса, вообще нельзя перебазировать. Не только потому, что это дорого, но и по чисто производственным причинам. Так, например, продукцию Металлического завода можно отгружать потребителям только по водным путям ввиду их массогабаритных характеристик, так что перенести предприятие в сторону от Невы вряд ли получится.

А. ХОДАЧЕК:

- Мне бы хотелось вернуться к стратегии развития «серого пояса» - и экономического, и пространственного. У Петербурга нет на данный момент работающего документа на эти территории. В 1990-х хотели сделать в нашем городе финансовый центр, затем - культурный, строительно-инвестиционный, теперь - туристический. Хочется спросить: что же мы строим в «сером поясе»? Большой жилмассив, арт-пространство или инновационный центр? Последний документ, где говорилось о развитии промзон, был принят в 2014-м, но теперь его недостаточно.

Чтобы понять, насколько важно сохранить промышленность в этой части Петербурга, приведу несколько цифр. Так, доля промышленности в валовом региональном продукте (ВРП) нашего города составляет 52%, раньше было 28 - 38%. По данным Петростата за октябрь 2019 года, в обрабатывающих отраслях петербургской экономики были заняты 213 тыс. человек (без субъектов малого бизнеса). То есть 14,1% от всех занятых в городе. Больше только в здравоохранении и торговле.

А. КАРЛИК:

- Я хотел бы поддержать Александра Михайловича. Отсутствие внятной стратегии Санкт-Петербурга, концепции развития промышленности не позволяет придать решению проблем «серого пояса» системный характер, а проблем много. Это и то, что в основном на переезд согласны небольшие предприятия (сам процесс переезда для них менее болезнен), требующие площадь 0,5 - 0,7 гектара, информация же о возможных местах переезда им не всегда доступна; вызывает проблему и, например, наличие нескольких собственников участка, который подходит для переезда.

И другой пример процесса, инициированного правительством города, - перемещение мукомольного комбината с территории Французского ковша. Было очень сложно найти площадку примерно 50 га, отвечающую всем (том числе и санитарным) требованиям. Да и инвентаризация территорий началась сравнительно недавно.

Возвращаясь к теме «серого пояса», нужно отметить важный момент: в ряде случаев снести там что-либо не получится. В этом поясе помимо складов, торгово-развлекательных центров есть «неприкасаемые» объекты. Например, УФСИН. Когда планировали возвести второй выход на станции метро «Ладожская», выяснилось, что этот выход приведет аккурат «на зону». Там же работает асфальтобетонный завод, без которого остановится развитие улично-дорожной сети.

- Есть мнение, что нельзя убирать из города современные наукоемкие производства. В них заняты много квалифицированных работников. Добавочная стоимость в таких отраслях генерируется в больших объемах, нежели в сфере услуг. Вы согласны с этим?

А. ХОДАЧЕК:

- Во многом это так. Например, производство компьютеров и комплектующих для них - передовая отрасль промышленности, тесно связанная с развитием IT-сектора городской экономики. Многие компании - резиденты особой экономической зоны «Санкт-Петербург» развивают на площадках ОЭЗ именно индустриальное производство. Пример тому - завод «Буревестник», выпускающий горнорудную технику для добычи алмазов и других минералов. Хотя в Петербурге и не добывают драгоценные камни, их весьма сложная обработка - заслуга петербургских инженеров. В этой же сфере работает предприятие «Механобр».

- Казалось бы, при чем тут «серый пояс», с которого мы начали?

А. ХОДАЧЕК:

- «Серый пояс» - это ведь не только закрытые или закрывающиеся заводы. На юге города такой «пояс» смыкается с активно развивающимися промышленными центрами, коими стали Шушары и другие промплощадки Пушкинского района. Там есть и «сухой порт», и автозавод, и складские, логистические центры. Осталось только подтянуть инфраструктуру, и в Шушары будут ездить из Колпина и Купчина. Быть может, так и «серый пояс» найдет своего индустриального инвестора.

Подготовили Александр ВЕРТЯЧИХ, Галина НАЗАРОВА

#промзона #инвестиции #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (6616) от 03.02.2020 под заголовком ««Серый пояс» застыл без стратегии».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов
23 Августа 2019

В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов

Среди них - участки Северного проспекта, Выборгского шоссе, проспекта Энгельса и еще десяти магистралей города.

Напугали... страховкой. В квитанциях квартплаты появится еще одна строка?
19 Августа 2019

Напугали... страховкой. В квитанциях квартплаты появится еще одна строка?

Лучше внимательно изучать платежку перед тем, как оплачивать ее.

В Петербурге растут цены на жилье
14 Августа 2019

В Петербурге растут цены на жилье

Доходы граждан не растут соответствующими темпами.

Сам себе законодатель. На что дают право удостоверения ветерана труда и военной службы?
05 Августа 2019

Сам себе законодатель. На что дают право удостоверения ветерана труда и военной службы?

Авторы жалоб в газету правы далеко не всегда.

Здравствуйте, я ваша дефляция. Как падение цен влияет на российскую экономику
26 Июля 2019

Здравствуйте, я ваша дефляция. Как падение цен влияет на российскую экономику

Почему отсутствие роста цен для экономики бывает опасным?

Депозиты в банках и покупка акций. Как пенсионеру увеличить свой доход?
17 Июля 2019

Депозиты в банках и покупка акций. Как пенсионеру увеличить свой доход?

Выходящие на пенсию россияне информированы о том, как продолжить зарабатывать после завершения активной трудовой деятельности.

Меньше, чем нужно. Работодатели предлагают россиянам среднюю зарплату в 41 тысячу рублей
10 Июля 2019

Меньше, чем нужно. Работодатели предлагают россиянам среднюю зарплату в 41 тысячу рублей

Это почти на 4 тыс. меньше, чем ожидают соискатели.

Понять и нанять. Почему выпускники вузов выбирают работу не по специальности?
02 Июля 2019

Понять и нанять. Почему выпускники вузов выбирают работу не по специальности?

Работодатели думают, как привлечь молодежь в реальный сектор.

Санкции не страшны: строительство «Северного потока-2» все равно продолжится
19 Июня 2019

Санкции не страшны: строительство «Северного потока-2» все равно продолжится

Минэнерго РФ внесло ясность в главный вопрос, «затуманивавший» перспективы ввода магистрального газопровода.

Трудиться меньше, получать по-прежнему. Европа может перейти на четырехдневную рабочую неделю
18 Июня 2019

Трудиться меньше, получать по-прежнему. Европа может перейти на четырехдневную рабочую неделю

О необходимости сокращения продолжительности рабочей недели впервые заговорили еще в 2014 году.

Проект на миллиард долларов. В Ленобласти запустили завод по производству аммиака
11 Июня 2019

Проект на миллиард долларов. В Ленобласти запустили завод по производству аммиака

Инвестиционный проект позволит существенно нарастить объемы экспорта продукции.

Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году
10 Июня 2019

Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году

Город готов начать строительство новой магистрали.