Семь квот под килем. Новая площадка судостроительного завода «Пелла» появится в Отрадном
Новая площадка судостроительного завода «Пелла», создававшаяся по принципу компакт-верфи, готова прописаться в Петербурге. Точнее, еще один корпус с достроечной набережной, которые корабелы Ленобласти (город Отрадное) собираются возвести рядом с компакт-верфью на территории соседнего региона. Дальневосточные рыбаки и северяне отдачу почувствуют наверняка, ведь завод увеличит производительность вдвое и станет строить для них более крупные суда. Но много ли заказов смогут размещать на предприятии, сказать трудно: для замены старых траулеров, сейнеров, краболовов нужен комплекс мер господдержки.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
По данным Росрыболовства, около 80% этих судов на Дальнем Востоке работают по 30 - 40 лет, они морально и физически устарели, а есть такие, возраст которых составляет полвека. На Северо-Западе процент износа «рыбаков» чуть ниже, но и здесь флот обновляется слишком медленно. Хотя за последние годы аварийность в бассейнах этих регионов увеличилась втрое и продолжает расти.
«Квоты под киль» стимулируют омоложение флота. В то же время многие рыболовецкие компании, имея долгосрочные договоры на добычу морских биоресурсов, таких обязательств не давали. С другой стороны, в последние 25 - 30 лет рыбопромысловые суда Россия не строила, отстав от Южной Кореи, Китая и других стран, а время идет: появились новые материалы, изменились условия.
Верфи страны нуждаются в модернизации, но, чтобы приблизиться к мировому опыту, используя лучшие технологии, нужны огромные инвестиции. Во многих регионах России, впрочем, заказчики в эту работу включились. Причем верфи Северо-Запада (прежде всего Выборгский судостроительный завод, «Северная верфь» и др.), наиболее подготовленные к постройке высокотехнологичных судов, получили такие контракты раньше всех. Отчасти потому, что снизились гособоронные заказы и осваивать гражданскую продукцию стало жизненно необходимо. К тому же по сложности и стоимости рыбопромысловые суда сопоставимы с военными.
Словом, отрасль ждет крупных перемен, но, когда они произойдут, сказать сложно. Инвестиционные квоты, когда государство гарантирует улов верфям, строящим суда в России, дают толчок к развитию, но этой меры недостаточно, считает Илья Вайсман, заместитель гендиректора верфи, расположенной в Отрадном. Во всем мире кредит для таких целей дают заказчикам под 2 - 3% годовых, о которых у нас они могут пока лишь мечтать, а по важным проектам государство требует и вовсе освобождать эти предприятия от процентов, предоставляя налоговые каникулы на первые три года. Правда, в России субсидирование процентной ставки по кредитам у подобных компаний появилось, только и этого мало.
Мировая практика предусматривает также для всех таких заказчиков льготное налогообложение и более низкие таможенные пошлины, лизинговые закупки и помощь из фонда утилизации (когда сдаешь отработавшее судно и получаешь компенсацию до 20 - 25% от его стоимости, чтобы легче было купить новое). Заставляют это делать новые вызовы: экологические правила и требования по безопасности мореплавания в нашей стране ужесточаются, по ряду позиций, отмечают специалисты, в России они даже более строгие, чем за рубежом...
Но, как бы там ни было, верфи развиваются, причем не без участия региональных властей: пример корабелов Ленобласти тут показателен. К строительству рыболовецких судов завод в Отрадном приступил в 2012 году одним из первых в стране после затянувшейся паузы. Но на старой площадке выполнять серьезные заказы оказалось невозможно. И тогда на участке 20 га, который правительство Ленобласти выделило в аренду, предприятие построило первую в России и одну из лучших в Европе по оснащению и логистике компакт-верфь, где основные процессы идут под одной крышей.
Рядом появились достроечная набережная (385 метров) со вспомогательными корпусами и канал для спуска судов с клиновидной платформы. Здесь стало возможно строить и доводить на воде до ума одновременно пять-шесть судов, включая довольно крупные и высокие.
Отдача была ощутима, хотя развиваться дальше, используя возможности такого канала, на новой площадке предприятие не смогло: справа от нее проходит газопровод, идущий через Неву, а слева она упирается во владения Петербурга. Но Смольный пошел судостроителям навстречу, запустив процедуру отведения им земельного участка 9 га. Так что одной ногой завод скоро встанет на петербургскую землю. А когда это начинание получит статус стратегического инвестиционного проекта, реализовать задуманное будет проще.
По соседству появятся второй стапель размером чуть меньше, где мощные краны будут двигать многотонные блоки, и новая 300-метровая достроечная набережная, рассказал Илья Вайсман. Это позволит сооружать рыбопромысловые суда внушительных габаритов (траулеры-процессоры, рефрижераторы и т. д.) высотой на десять метров больше, чем прежние.
Проектная документация готова. В ближайшее время специалисты, оформив договор аренды участка, развернут инженерно-изыскательские работы, и не только. Берега Невы в тех местах, которые в годы войны гитлеровцы подвергали массивным обстрелам, предварительно нужно разминировать. Но много времени это не займет, да и в целом, имея опыт и должное финансирование, к концу 2020 года данный проект, одобренный Агентством стратегических инициатив, можно будет завершить.
Сегодня завод строит шесть траулеров длиной 60 - 70 метров и два судна-краболова. После аукционов (они пройдут в ближайшее время) на российских верфях нужно будет построить в предстоящие пять лет 41 новое судно для добычи крабов. Предполагается, что все они станут сооружаться на дальневосточных верфях, кроме тех, закладка которых уже состоялась (оформление соответствующих контрактов упомянутый завод завершит по итогам торгов).
При этом подход там один: рассмотрев с заказчиком наиболее приемлемые решения (норвежские, исландские и др.), специалисты предприятия готовят проектную документацию с учетом всех стандартов и требований, стремясь насытить продукцию отечественным оборудованием. А кроме того, обеспечивают научное сопровождение проекта, что тоже накладывает отпечаток на «почерк» завода, который много лет был опытным предприятием для Центрального института технологии судостроения и судоремонта.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (6550) от 21.10.2019 под заголовком «Семь квот под килем».
Комментарии