Посчитать и не просчитаться. Чем занимаются инженеры-экономисты?
Наш собеседник уверен: в России есть немало интересных технических разработок. Однако, когда дело доходит до их воплощения в жизнь, оказывается, что это очень дорого. Между тем существуют специалисты, занимающиеся в том числе технико-экономическим обоснованием новых разработок и инвестиционных решений, - инженеры-экономисты. О том, где их готовят, нам рассказал доктор экономических наук зав. кафедрой экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского экономического университета (СПбГЭУ) Александр КАРЛИК.
ФОТО Кирилла КУХМАРЯ/ТАСС
- Александр Евсеевич, кто такие инженеры-экономисты и чем они отличаются от инженеров, экономистов и финансистов?
- Это экономисты со знанием специфики отрасли, в которой они работают. Как правило, они были задействованы на промышленных предприятиях, поэтому обладали первичными техническими знаниями. То есть если человек, например, работает на верфи, он должен понимать, как делают суда.
Это в корне отличает их от так называемых эффективных менеджеров, которые сейчас приходят на производство и начинают руководить процессом, не понимая его технической составляющей. И зачастую то дорогостоящее и, бесспорно, качественное образование, которое они получили за границей, не работает в наших реалиях. Это не «красные директора» времен Союза, знавшие весь производственный процесс от и до.
- Что инженер-экономист делает?
- Допустим, компания хочет выпустить мобильный телефон. Разработчик создал гаджет с прекрасными параметрами. И тут встает вопрос: насколько этот аппарат технологичен и как дорого его производить? Обычный мобильный телефон, к примеру, работает в диапазоне температур от -40 до +40 градусов. При этом разработчик расширяет его диапазон на 10 градусов в обе стороны. Для производства это означает дополнительные затраты. И инженер-экономист, применяя функционально-стоимостный анализ, выясняет и объясняет руководству, сколько именно это будет стоить и целесообразно ли вообще, учитывая современные реалии, такие новшества внедрять.
Или же предприятие планирует повысить производительность труда. Есть несколько альтернатив: купить новые станки, капитально отремонтировать или же модернизировать старые. На все это необходимо технико-экономическое обоснование. Его и готовит инженер-экономист.
Сейчас практически все компании стремятся к максимальному снижению себестоимости своего продукта во всех технологических цепочках. Ведь получить прибыль, а иногда и просто выжить можно только за счет этих мероприятий. Инженер-экономист как раз просчитывает, где и что можно удешевить с выгодой для компании так, чтобы в итоге не проиграло (или как минимум осталось на том же уровне) качество итогового продукта.
- У этой специальности глубокая история в нашей стране...
- Верно, у нас она официально появилась в 1920 - 1930-е - в тот период, когда был создан Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (Инжэкон, изначально Институт народного хозяйства им. Ф. Энгельса), который сейчас входит в наш университет. Собственно, об этом и говорит название вуза. Также таких специалистов готовили в Харьковском инженерно-экономическом институте, на инженерно-экономических факультетах технических вузов, самые сильные из них - наш Политех и МВТУ им. Баумана.
Образование было отраслевым: инженеров-экономистов готовили в области машиностроения, энергетики, электронной промышленности, строительства и пр. Оно просуществовало до середины 1990-х, а потом исчезло. Виновато в этом не только государство, но и сами вузы, поскольку акцент был сделан на популярные за границей программы, которые, по мнению руководителей вузов, должны были быть (и стали) весьма прибыльными, - менеджмент, маркетинг, финансы, международные экономические отношения и пр. А потом исчез и сам стандарт на эту специальность, остались только укрупненные направления «Экономика» и «Менеджмент».
Снижался и интерес абитуриентов к реальному сектору экономики. Все тогда были уверены в том, что гораздо легче заработать, просто перепродавая. Хотя еще Маркс в свое время писал: человечество не может перестать производить, так же как оно не может перестать потреблять. Выяснилось, что все купить за границей невозможно. Сегодня промышленность в стране и в Петербурге развивается, и ей нужны новые специалисты. Прежде всего это, конечно, технари, а также экономисты, способные успешно работать в реальном секторе.
- Кто сейчас в нашей стране и городе готовит таких специалистов?
- В Москве это все тот же МВТУ им. Баумана. У нас в Петербурге, пожалуй, только наш университет - на нашей кафедре в рамках магистерской программы «Инженерная экономика и архитектура высокотехнологичного предприятия», а также Санкт-Петербургский политехнический университет. Декларируют такие специальности и в некоторых других вузах, но более внимательное изучение их учебных программ ясно дает понять, что это в определенной степени лукавство. Строго говоря, инженеров-экономистов в советском понимании мы тоже не готовим, но стараемся включить в учебную программу все дисциплины, которые бы им пригодились в производственной и проектной деятельности на производстве. Наш университет также подготовил и реализует ряд программ этого направления.
Пока ни в одном федеральном документе не прописаны стандарты образования на такую специальность - «инженер-экономист». Сейчас в Екатеринбургском техническом университете готовится стандарт инженера-экономиста в области машиностроения. Мы также участвуем в формировании этого документа, вносим свои предложения. Впрочем, точно сказать, когда все это обретет более реальную официальную форму, сложно.
- Где востребованы ваши выпускники?
- Конечно, предприятия в наших специалистах очень заинтересованы, особенно высокотехнологичные компании оборонной промышленности. ПАО «Газпром», «Звезда», Кировский завод, «Климов», Завод им. Козицкого - все эти и другие предприятия - наши партнеры. Сами ребята после учебы хотят идти туда работать, девушки в том числе. Необязательно, кстати, идти на завод: можно устроиться в проектный или исследовательский институт.
Наша промышленность меняется. Я иногда спрашивал своих студентов, как они себе представляют судостроительную верфь. Обычно в их понимании это что-то громоздкое, бездушное, холодное и малоэффективное. Современные предприятия ушли далеко вперед в технологическом плане.
Например, на верфи «Пелла» в Кировском районе Ленобласти, с которой мы активно сотрудничаем, производительность труда вдвое выше, чем у крупных аналогичных предприятий. Это пример так называемой компакт-верфи, предназначенной для судов длиной до 100 м, шириной до 22 м, с осадкой до 8 м.
Чистые цеха, благоустроенная территория, а главное - эффективное производство: ежегодно на воду спускается до 10 судов. Это, конечно, не атомные ледоколы и авианосцы, а суда поменьше: катера, буксиры, исследовательские и рыбопромысловые суда. Однако процесс производства выстроен грамотно, несмотря на то что сама площадка очень небольшая.
Наш выпускник должен соответствовать таким предприятиям, поэтому то, что делает наш университет, можно охарактеризовать словами: «современный специалист для современной экономики».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (6635) от 02.03.2020 под заголовком «Посчитать и не просчитаться».
Комментарии