Офисная эволюция. Российские компании переходят на удаленную работу
Режим самоизоляции и перевод части персонала на удаленку повлиял на рынок коммерческой недвижимости, особенно в офисном сегменте. Конкуренцию классическому офису в бизнес-центре теперь составляют «домашние» и смешанные форматы.
ФОТО Михаила ТЕРЕЩЕНКО
Добро пожаловать в home office
С самого начала пандемии в России заговорили о революции на рынке труда. В начале апреля, согласно исследованию компании Naumen, режим удаленной работы внедрили почти 80% компаний отечественного рынка, а каждое пятое предприятие было готово работать полностью удаленно. Подобный оптимизм сохранялся и в начале лета: по данным аналитического Центра стратегических разработок (ЦСР), около 70% российских компаний были готовы в разной степени сохранить удаленный режим работы и после снятия ограничений.
Однако уже в августе компании вели себя иначе. Как показал опрос медиагруппы «Актион-МЦФЭР», после отмены режима нерабочих дней и смягчения остальных ограничений большинство компаний (58% опрошенных) вернули сотрудников в офисы. Еще 35% частично сохранили удаленку, и лишь 6,9% компаний продолжили работать исключительно в дистанционном формате.
Общий язык с удаленкой нашли представители сферы финансов, инвестиций, высоких технологий, легкой и пищевой промышленности. И преимущественно те, кто практиковал работу вне офиса и до пандемии. Между тем для многих режим самоизоляции оказался тяжелым испытанием.
«Мы привыкли работать дистанционно, но, когда вся страна ушла в онлайн, столкнулись с проблемами, – рассказывает владелец мебельного онлайн-магазина Валерий Петров. – Почти 50% наших поставщиков не смогли перестроиться и завалили общий рабочий процесс. Сказался тот факт, что в штате многих компаний нашей отрасли (особенно в регионах) работают люди старшего поколения, у которых дома не только нет компьютеров или ноутбуков, они до сих пор пользуются кнопочными телефонами. Естественно, что для них «хоум офис» превратился в «палату № 6».
«Дистанционная работа из дома возможна, но, чтобы она была эффективной, необходима ее грамотная организация, – подтверждает начальник снабжения строительной компании Дмитрий Круглов. – Лично я сразу адаптировался к удаленной работе – настроил домашний компьютер, без проблем подключился к офисным программам. Но многие мои коллеги этого сделать не смогли. В результате они перекидывали свои заявки мне, и я выполнял тройную работу, чтобы вытащить отдел. Премии за дополнительную нагрузку не предполагалось».
Из минусов удаленной работы – дефицит живого общения с коллегами, нехватка качественного оборудования и офисной инфраструктуры. Кроме того, не каждая квартира способна вместить сразу несколько домашних рабочих мест, предназначенных для всех членов семьи.
А руководители многих предприятий отмечают, что перевод бизнес-процессов на удаленный формат потребовал определенных затрат. При этом для организации полноценной работы сотрудников в режиме дистанционной работы в домашнем офисе не все компании готовы тратиться на их оснащение необходимым оборудованием. Все эти причины помешали быстрой «дистанционной революции».
С другой стороны, для некоторых сотрудников стали более очевидны и плюсы работы на удаленке – экономия времени, денег и сил на дорогу и обеды. Кроме того, имея свободный график, они получили возможность самостоятельно планировать свой рабочий день и даже найти возможности для подработки.
«Мне выдали ноутбук, подключили к специальной офисной программе, и я из дома выполняла те же функции, что и в офисе, – рассказывает менеджер одной из петербургских компаний по продаже кабельной продукции Валентина Соцкая. – Мне такой вариант работы понравился. Не надо ранним утром ехать в офис. Я была все время на связи, при этом во время пауз могла выполнять дела по дому. Зарплата у меня осталась такой же, как и раньше. В офис я бы возвращаться не хотела».
Для многих компаний удаленный режим тоже оказался выгодным. Они смогли сэкономить на аренде офисных помещений, уборке, электроэнергии, корпоративном транспорте. Поэтому эксперты не сомневаются, что в будущем популярность домашних офисов и востребованность специалистов, способных эффективно работать в режиме онлайн, будет постепенно расти. Но, чтобы этот процесс развивался цивилизованно, нужны нормативы, определяющие социально-трудовые отношения между работодателем и работниками на удаленке. На сегодняшний день в нашей стране таких нормативов нет.
Гибкость в тренде
Сложившиеся обстоятельства отразились на рынке офисной недвижимости. Чтобы оптимизировать расходы на содержание офиса, некоторые компании готовы покинуть насиженные места, оставив лишь небольшое помещение для штаб-квартиры.
«Из-за того что многие компании переходят на удаленную работу и люди работают из дома, офисы становятся менее востребованными, – констатировал в ходе конференции РБК «Коммерческая недвижимость: глобальная трансформация» руководитель департамента исследований и аналитики Cushman&Wakefield Денис Соколов. – Для компаний, которые продолжают работать в офисах, требуются большие площади, чтобы иметь возможность выполнять необходимые санитарные нормы, в том числе по соблюдению дистанции между рабочими местами. Сейчас на рынке офисной недвижимости дефицита офисных площадей не наблюдается. Зато явно проявляется бум субаренды и переосмысление офисного пространства».
Один из основных особенностей этого года – запрос на коммерческие помещения в жилых кварталах. По расчетам экспертов, такие помещения будут постепенно превращаться в коворкинги – гибкие офисы, которые сегодня в тренде.
«В линейке нашей компании появились новые планировочные и отделочные решения, когда часть квартир трансформируется в мобильные офисы для людей, которые будут работать на удаленке, – отметил еще один спикер конференции вице-президент ГК «Инград» Артем Бортневский. – Это пока эксперимент. Естественно, что в таком виде не будет оформлена подавляющая масса квартир. Однако мы предполагаем некоторые планировочные решения по компактным квартирам для создания удобных пространств для организации удаленной работы».
В наши дни под коворкингом понимается и место для работы, и форма взаимодействия между представителями различных профессий. Уже сейчас этот формат становится сегментированным: появляются не только традиционные офисные, но и специализированные рабочие кластеры для швей, столяров, кузнецов, а также мастеров маникюра, парикмахеров, татуировщиков.
В коворкингах современного формата кроме организованных рабочих зон, доступа к Интернету и переговорных комнат предусмотрены места для отдыха. В перспективе, возможно, подобные площадки превратятся в такую же неотъемлемую часть любого жилого комплекса, как аптеки, магазины и фитнес-клубы.
По данным аналитиков компании JLL, на начало осени в Северной столице насчитывалось 45 гибких офисных пространств на 3,8 тысячи рабочих мест. За 8 месяцев 2020 года арендные ставки на подобные пространства выросли в среднем на 12%. К концу года анонсировано открытие петербургского коворкинга «Практик» в БЦ «Буревестник», где на четырех уровнях общей площадью 3300 кв. м расположатся 668 рабочих мест. В прошлом году петербургская ГК «БестЪ» заявляла об инвестициях одного миллиарда рублей в сеть коворкингов Page. Сейчас ГК активно развивает эту сеть по франчайзингу. В ближайшее время будет открыт очередной коворкинг сети на первом этаже одного из апарт-отелей лофт-квартала девелоперской ГК Docklands на Васильевском острове.
Замороженная классика
Что касается рынка классических офисов, то он продолжает развиваться по инерции. По данным международной консалтинговой компании Colliers International, с января по июнь 2020 года этот сегмент рынка в Петербурге пополнился на 44 500 кв. м, что вдвое больше показателей первого полугодия двух прошлых лет. Во втором квартале нынешнего года были введены в эксплуатацию два бизнес-центра общей площадью 19 800 кв. м – БЦ «Невский, 1» и третья очередь строительства БЦ «Премьер Лига». Введенный с начала года объем был представлен объектами классов B (79%) и A (21%). До конца года рынок может пополниться еще на 75 000 кв. м. В списке объектов, ввод которых запланирован на второе полугодие, – «Новая Голландия», «Атлас Сити», «Морская резиденция».
Всего на 2020 год к вводу в эксплуатацию было запланировано 145 000 кв. м, однако эксперты предполагают, что около 25% площадей не будет достроено в срок. Запуск новых объектов, скорее всего, будет отложен, а бизнес-центры, чей уровень строительной готовности менее 40%, на время законсервированы.
«В условиях экономической и рыночной неопределенности девелоперы пересматривают ранее разработанные планы по выводу на рынок новых офисных зданий, в результате чего временно замораживают или вовсе отказываются от их реализации», – объясняет заместитель директора департамента офисной недвижимости Colliers International Дмитрий Кузнецов.
Коронавирус внес коррективы и в планы арендаторов.
«Многие компании отложили стратегические решения об аренде офисов до стабилизации ситуации с пандемией. Тем не менее в первом полугодии было заключено несколько крупных сделок, переговоры по которым велись еще до начала коронавируса, – отмечает Дмитрий Кузнецов. – Основную долю спроса в первые шесть месяцев нынешнего года сформировали компании энергетического сектора (41%). На втором месте расположились компании производственного профиля (18%), сместив компании профиля информационных технологий на третье место (16%). Заметную долю в структуре сделок аренды заняли компании из сферы профессиональных услуг – 9%».
Снижение спроса увеличивает долю свободных офисных площадей на рынке. Поскольку не все компании имеют возможность отказаться от части арендуемых площадей раньше срока окончания договора аренды, появившиеся излишки площадей выходят на рынок в качестве субаренды. Возобновление докризисной активности арендаторов возможно не ранее 2021 года, когда на рынке офисной недвижимости ожидается оттепель.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6767) от 21.09.2020 под заголовком «Офисная эволюция».
Комментарии