Креатив на пользу моде. Глобальные производители одежды начинают уступать небольшим компаниям

В октябре в северной столице прошло несколько крупных мероприятий, посвященных индустрии моды. На III Международный форум моды, международную выставку легкой и текстильной промышленности «Индустрия моды» и «Санкт-Петербургскую Неделю моды» - St. Petersburg Fashion Week spring-summer 2020 - собрались специалисты со всего мира. Они говорили о достижениях и проблемах отрасли во всех ее аспектах - от дизайна до мелко- и крупносерийного пошива одежды. Это помогает специалистам, занятым как в среднем, так и в малом бизнесе, понимать, куда «дуют ветры» в индустрии моды.

Креатив на пользу моде. Глобальные производители одежды начинают уступать небольшим компаниям | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

Покупай, не скупись!

Несмотря на то что сегодня малый бизнес переживает трудности, будущее легпрома именно за небольшими креативными компаниями. Глобальные производства из прошлого будут проигрывать с соответствующими последствиями.

«Современный рынок индустрии моды в нашей стране находится в специфической ситуации. Парадоксально, но он еще развивается при падающих доходах населения, - отмечает эксперт агентства Fashion Consulting Ануш Гаспарян. - В такой ситуации самое простое, что можно сделать в отрасли, - произвести товар, самое трудное - его реализовать. Соответственно, в наши дни на коне те компании, которые способны совмещать производство и продажи. Причем речь идет о продажах не на внутреннем рынке, а на внешнем».

Как показывает практика, искусством объединять производство и продажи овладевают вовсе не крупные производственные компании с опытом, который зачастую тянет их вниз, а небольшие креативные фирмы. Эта тенденция характерна не только для России, но и для европейского рынка.

«Фэшн-рынок Германии состоит из 30% глобальных брендов, которые живут за счет своей стабильности, качества изделий, мощной рекламной поддержки, и из 70% малых брендов, - подтверждает эксперт German Fashion Association Томас Балвег. - И если крупные компании сегодня испытывают явные проблемы, то небольшие креативные бренды намного успешнее благодаря своей гибкости. Они чувствуют рынок и мгновенно подстраиваются под него».

Игра по-взрослому

Однако, согласно жестким правилам нынешнего глобального рынка, даже самые маленькие компании, делая ставку на этот рынок, должны играть по-взрослому.

«Глобальный рынок не прощает даже незначительных недочетов, - предупреждает главный исполнительный директор португальской производственной компании FMODA Оливейра Фернанда. - Продукция должна быть идеальной с точки зрения качества. Но это возможно лишь при наличии современных технологий производства, которые, естественно, требуют значительных инвестиций».

«Чтобы не дать умереть динозаврам отрасли, в них нужно интегрировать современные креативные индустрии, которых так много в Петербурге и Москве, - считает председатель совета директоров ГК «Портновская мануфактура Shishkin» Дмитрий Шишкин. - Однако проблема нашей страны в том, что креативные индустрии оторваны от действительности и практически не взаимодействуют с существующими производствами, которые в свою очередь очень консервативные и заскорузлые. Ну и, конечно, для того, чтобы сдвинуть отечественный легпром с мертвой точки, необходимы серьезные и длительные инвестиции в переоборудование и цифровизацию производственной базы. В данном случае без государственной поддержки не обойтись».

Текстильный сюрприз

Но, даже если на производственном участке все оборудование будет с иголочки, это только первая ступень развития рынка индустрии моды.

«Сегодня нельзя ограничиваться исключительно производством товара, потому что в тренде «производство впечатлений», - объясняет эксперт текстильной промышленности Виктория Диас (Аргентина). - Современный фэшн трансформируется из сферы производства товаров в сферу производства услуг. К примеру, сегодня становятся популярными дизайнерские ателье с мастер-классами, когда клиент не просто приходит за готовым платьем или ювелирным украшением, а с помощью специалиста и современного оборудования принимает непосредственное участие в его создании».

Кроме того, входит в моду так называемый фактор сюрприза, когда клиент заказывает не конкретную вещь, а закрытую коробку, не зная, что в нее положит производитель. Конечно, успех такого формата взаимодействия с клиентами зависит от качества товара и понимания потребителей.

Выражаясь профессиональным языком, в данном случае речь идет о так называемой кастомизации - индивидуализации продукции под желания конкретных потребителей.

Также в последнее время рынок заполонили digital-инновации. В местах продаж одежды и обуви все чаще появляются AR/VR-технологии, интерактивные зеркала и виртуальные примерочные, smart-полки, возможность индивидуального пошива от робота, 3D-принтеры. И если потребители старшего поколения к этим технологическим новинкам относятся нейтрально, то представители поколения Z выбирают торговые точки, оборудованные подобными фишками.

Мода замедляет бег

Сегодня на рынке фэшн-индустрии происходит столкновение так называемой быстрой моды (fast fashion) и медленной моды (slow fashion). С одной стороны, модный рынок по-прежнему требует постоянного обновления, и сегодня, как говорят специалисты, «одежда на магазинных полках портится быстрее молока».

С другой стороны, современные европейцы буквально помешаны на зеленых технологиях и осознанной моде. Когда они подбирают себе гардероб, то обращают внимание не только на фасон и тренды. Они все чаще проверяют, где, кем и в каких условиях была изготовлена вещь и как ее можно утилизировать, когда срок службы подойдет к концу.

В соответствии с этим трендом, компания Inditex объявила, например, что к 2025 году планирует производить одежду из 100% экологически чистых тканей. Кроме того, к 2025 году эта компания намерена создать безотходное производство: 80% энергии, потребляемой на фабриках и в магазинах, Zara собирается получать из возобновляемых источников. Также к 2023 году используемая вискоза будет экологически чистой.

«Чтобы выйти из сложившейся ситуации, производителям надо комбинировать противоположные тенденции быстрой и медленной моды, - считает эксперт модной индустрии из Великобритании Клаудио Мартелли. - Безусловно, выпускать новые коллекции каждые 40 дней - это сумасшествие. Намного целесообразнее производить две коллекции в год, но поставлять их на рынок в шесть этапов».

Свитер на все времена

В данном случае становятся актуальными тема базовых вещей и всесезонность. Неспроста именно эти вещи являются основой популярного на сегодняшний день бюджетного ценового фэшн-сегмента, который практически вытеснил с рынка средний сегмент.

«Сейчас увеличивается спрос на джинсы и свитера. Однако главная особенность этих вещей в том, что они должны быть не расходным материалом, как это было раньше, а достойными вещами с идеальным качеством, - поясняет Виктория Диас. - Изменилось отношение и к аксессуарам. Раньше они жили своей независимой жизнью. Сумка, например, была ярким пятном, которое выделялось на фоне основного костюма. Сегодня потребитель все чаще выбирает сумочку, которая подошла бы к большинству нарядов его гардероба, вписывалась в обстановку офиса, вечеринки и ее можно было носить и зимой, и летом. Кроме того, такую вещь потом легче продать».

Что касается офисной одежды, то она постепенно трансформируется в рабочую. Такие вещи производятся из тех же тканей, что и спортивная одежда. Также в ее производстве стараются использовать инновационные материалы.

«Что касается цветовой гаммы, то она ориентирована на натуральные цвета, - объясняет Виктория Диас. - Интересно, что ушла тенденция разделения цветов для молодежи или для солидных людей, мальчиков и девочек. Отныне каждый вправе носить то, что нравится именно ему. Ну и, конечно, современные дизайнеры думают, как тот или иной цвет ткани, фасон будут выглядеть онлайн на экране смартфона, поскольку одежда для картинок онлайн сегодня один из важнейших трендов».

#мода #дизайн #стиль #креатив

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (6570) от 19.11.2019 под заголовком «Креатив на пользу моде».


Комментарии