Дизайн как коммуникация. Он вовлекает молодежь в атмосферу творчества

В Большом выставочном зале Академии им. А. Л. Штиглица состоялось объявление итогов четвертого ежегодного конкурса «Дизайн молодых». Впервые в 2023 году творческое состязание студентов и выпускников творческих вузов последних трех лет вышло на федеральный уровень. Конкурс организован при поддержке Фонда президентских грантов и правительства Петербурга.

Дизайн как коммуникация. Он вовлекает молодежь в атмосферу творчества | ФОТО Theme Photos on Unsplash

ФОТО Theme Photos on Unsplash

Дизайнерских конкурсов, особенно в вузах, проводится много. Главная особенность этого соревнования состоит в том, что задания для участников предлагают не преподаватели, а практики: учреждения культуры и образования, органы государственной власти, представители бизнеса из разных регионов. Они заинтересованы в получении проекта, который можно реализовать на практике. В нынешнем году 32 организации подготовили задания, они были самыми разными: от нового дизайна столового прибора или рекламного плаката до концепций музеев — этнических музыкальных инструментов и биотехнологий, а также проектов общественных городских пространств.

Всего на конкурс было подано три тысячи заявок от 147 вузов и колледжей из 80 городов. В процессе подготовки участники могли получить консультации преподавателей творческих вузов Петербурга. Для тех, кто работал по музейным и природным тематикам, были организованы выезды на место, где проекты будут реализованы. На подготовку проектов командам давали всего два месяца, не все справились с предложенным темпом, но во всех номинациях было представлено по несколько десятков проектов. Финалистами в каж­дой стали по три команды. Они получили право перед объявлением победителей конкурса показать свои проекты на выставке.

Мое внимание привлекли стенды команд, которые работали над проектом «Лесная сцена» по заданию музея-заповедника «Парк «Монрепо». Как рассказал Александр Смирнов, директор этого парка, речь идет о создании общественного пространства на открытом воздухе в юридических границах заповедника, но за пределами территории внутри каменной ограды, где находятся исторические пост­ройки и сады. Главным элементом пространства должна стать сцена и зрительный зал на 200 мест.

Лучшими в этой номинации были Наталия Мурашова и Мария Кнутова, выпускницы Академии Штиглица 2023 года. По их словам, основная ценность парка «Монрепо» — усадьба с главным домом и биб­лиотекой, построенная в ордерном классическом стиле. Наталия и Мария объединили семейную историю с пространством лесной сцены, перенося уют усадебного быта на открытые пространства. «Большой зал» становится сценой, «Белый зал» — павильонами, «Лесная сказка» — пространство, предназначенное для детей.

Как пояснил мне Александр Смирнов, для него было важно вовлечь молодых архитекторов и дизайнеров в атмосферу исторического города. «Они начали коммуницировать с Выборгом, — говорит директор «Монрепо», — может быть, в будущем поработают для других городских мест». Смирнов намерен продолжить работу со всеми пятнадцатью командами, которые вышли в полуфинал, чтобы в итоге подготовить проект не только качественный, но и реализуемый в условиях северного климата. В ближайших планах — выставка проектов-полуфиналистов в Выборге и издание каталога.


#дизайн #конкурс #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7567) от 18.12.2023 под заголовком «Дизайн как коммуникация».


Комментарии