Капканы для контрафакта. Как таможенники ловят нарушителей

Экспорт товаров у производителей Северо-Запада заметно просел, да и в целом внешнеторговый оборот в этом федеральном округе снизился по итогам минувшего года на 7%, достигнув 63,8 млрд долларов. А вот экономическая активность бизнеса, действующего вне правовых рамок, судя по отчетным данным Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), не ослабевает. Причем авторы разных схем по уклонению от уплаты обязательных платежей и ввозу контрафактных и запрещенных товаров становятся все изобретательнее.

Капканы для контрафакта. Как таможенники ловят нарушителей | Иллюстрация Archiwiz/shutterstock.com

Иллюстрация Archiwiz/shutterstock.com

Через Северо-Западный регион, где действуют 80 таможенных постов, идет значительный вал товаров. На долю СЗТУ приходится пятая часть от общего объема (690 млрд рублей) таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет. Сотрудники управления, по их словам, стараются ускорить «бумажные» процедуры и сделать их более прозрачными. Но то и дело приходится хватать за руку ловкачей, искажающих данные или, скажем, не имеющих разрешительных документов. Благодаря этому таможенникам удалось только в 2019 году доначислить в казну свыше 6,5 млрд рублей, сообщила Екатерина Ладынина, заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов СЗТУ.

Объем контрафактных (поддельных) изделий при некоторых колебаниях показателя не падает в этих регионах ниже годового уровня 2 млн единиц. Конечно, нужно предотвращать ущерб правообладателям товарного знака (190 млн рублей по прошлому году). Но не менее важно изымать и уничтожать некачественную, а то и небезопасную фальшивую продукцию, что таможенники и делают. В большинстве своем это одежда и обувь известных брендов, меховые изделия, игрушки и прочее.

Запрещенные к ввозу и контрафактные вещи «перемещаются» и по почте, причем не так редко. Правда, по сравнению с предшествующим годом, когда в Петербурге проходил ЧМ-2018 по футболу, «злонамеренных» почтовых отправлений стало в пять раз меньше (на ту пору их было свыше 55 тысяч). Легализованные преступные доходы, получаемые от реализации «теневого» товара после прохождения границы, в целом по России снижаются. Такой вывод сделали эксперты Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, встретившиеся прошлой весной в Петербурге.

Научились бороться и с контрабандой наркотиков, резонансные случаи становятся достоянием гласности в разных регионах Северо-Запада. То Псковская таможня обнаружит в топливном баке тягача более 450 кг наркотиков. То их петербургские коллеги, проверяя контейнер на зарубежном морском судне, вместо рыбных консервов найдут наркотический груз общим весом 400 кг.

Словом, сотрудникам Северо-Западной оперативной таможни скучать не приходится, отмечает Георгий Иванов, заместитель начальника этой службы. А перекрывая незаконные поставки на рынок России рыбной продукции (креветок, угрей и др.), специалисты уже давно перестали удивляться «ловкости рук». Годовой объем таких выявленных деликатесов, за которые не были уплачены таможенные платежи, в СЗТУ достиг в денежном выражении почти полмиллиарда рублей. Довольно близко к этой отметке (317 млн рублей) подошла сумма взысканных в округе штрафов за не продекларированную наличную валюту, которую проносят через «зеленый коридор».

Ну а что касается товаров из санкционного списка, то на этом фронте, как говорится, без перемен. Руководствуясь принципом «если нельзя, но очень хочется, то можно», многие везут через границу, в основном из Финляндии и прибалтийских стран, попавшие под запрет продукты питания в недопустимых размерах. Таможенники пресекли в 2019-м, к примеру, попытку доставить из Белоруссии 88 тонн рыбной «санкционки», возбудив три уголовных дела.

Выборочные проверки на рынках и в торговой сети Северо-Запада позволяют таможенникам и их коллегам из Роспотребнадзора и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору выявлять сотни тонн мясо-молочных товаров, незаконно проникших из-за рубежа. Как правило, это продукция сомнительного качества, поэтому ее уничтожают, как того требует инструкция, добавляет Мария Яковчик, возглавляющая профильный отдел службы таможенного контроля СЗТУ.

Между тем общая тенденция использования информационных технологий в этом ведомстве становится заметнее. Это касается разных направлений работы таможенников: так, ответ на запрос в органы, выдавшие разрешительные документы (сроки выдачи, статус товара и т. д.), они получают теперь в автоматическом режиме буквально за минуту-другую.

Центры электронного декларирования (ЦЭД) не первый день действуют на Балтийском и Петербургском таможенных постах. А теперь в составе СЗТУ формируется отдельная такая структура, Северо-Западная электронная таможня: здание в Петербурге, где в 2020 году она поселится (Кременчугская улица, д. 21), уже оснащают оборудованием. Новая служба будет в электронной форме курировать декларирование товаров, доставляемых всеми видами транспорта, кроме морского, который останется в ведении Балтийского ЦЭД.

#контрабанда #таможня #закон #контрафакт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 013 (6611) от 27.01.2020 под заголовком «Капканы для контрафакта».


Комментарии