Импорт с препятствиями. Как изменилась внешняя торговля РФ

В начале года внешняя торговля РФ демонстрировала рекордные показатели. В январе-феврале внешнеторговый оборот составил, по данным Банка России, 148,3 млрд долларов и вырос на 54,9 % в годовом выражении, при этом особенно прибавил экспорт — на 68,5 % (до 96,0 млрд долларов). Однако в марте по понятным причинам начался спад. Большего всего пострадал импорт, который шел с Северо-Запада, зато на восточных и южных границах страны наблюдается оживление.

Импорт с препятствиями. Как изменилась внешняя торговля РФ | Фото Василия ШИТОВА/ТАСС

Фото Василия ШИТОВА/ТАСС

Забирай свои товары

Главные правила международной торговли диктует Всемирная торговая организация, в которой Россия состоит с 2012 года. Входящие в организацию страны должны соблюдать режим наибольшего благоприятствования (РНП) во внешней торговле. То есть каждая из сторон договора обязуется предоставлять другим сторонам договора условия не хуже, чем для третьих стран. С недавних пор Россия и Белоруссия потеряли статус страны с РНП для некоторых государств, в числе которых прежде всего Канада и США.

Еще больше на внешнюю торговлю давят санкции, число которых побило все рекорды. Санкции против России ввели США, все страны Евросоюза, Канада, Швейцария, Великобритания, Япония, Австралия, Норвегия, Тайвань, Южная Корея и другие… Правда, большинство из них носят индивидуальный характер, то есть касаются лишь физических лиц. Однако существенные ограничения действуют против целых отраслей и секторов экономики.

Все это грозило обрушить внешнюю торговлю, однако контрмеры принимают и российские власти, стремясь смягчить влияние санкций. Так, в конце марта правительстве РФ приняло постановление, которое дало зеленый свет так называемому параллельному импорту, который предполагает ввоз в страну товаров неуполномоченными лицами без согласия правообладателя.

Минпромторг уже утвердил перечень разрешенных к такому ввозу товаров, в который вошла продукция в том числе Intel, Sony, Samsung, Apple, Asus, Siemens и т. д. До конца легализовать подобные схемы и снять запрет в полной мере должен еще один закон, проект которого 21 мая правительство РФ внесло в Госдуму. Он позволит исключить вопрос ответственности бизнеса за параллельный импорт, устранив имеющиеся сейчас в правовых нормативах накладки.

Продолжаем торговать

Несмотря на рекордное количество санкций, назвать торговую блокаду нашей страны полной никак нельзя — многие государства отказались примыкать к ограничениям. Надежным партнером остается Белоруссия, осудил антироссийские санкции Китай, хотя отдельные крупные компании Поднебесной и ведут себя в этом плане осторожно.

На этом фоне оператор логистических услуг ПЭК расширяет мощности в Белоруссии и намерен до конца 2022 года увеличить объем грузоперевозок в этом направлении на 32 %. Еще в феврале компания открыла филиал в Минске и запустила перевозки из России в Белоруссию и обратно. Представители компании отмечают, что по итогам марта больше всего выросло число заявок на перевозки из соседней республики в таких категориях, как промышленные товары, техника, автомобили и комплектующие, косметика и текстильные изделия.

Что касается Китая, то, по информации главного таможенного управления КНР, товарооборот между нашими странами за первый квартал 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 28,7 %. Импорт при этом увеличился на 25,9 %, составив 16,44 млрд долларов, а экспорт из России в КНР вырос на 31 % — до 21,73 млрд долларов.

В перспективе прогнозируется дальнейшее увеличение поставок из Китая, в том числе автозапчастей и активных фармацевтических субстанций. Важным проектом как петербургской, так и китайской стороны могла бы стать локализация производства китайских автомобилей в Петербурге.

«Объем заявок на перевозки из Китая в марте-апреле в нашей компании вырос в 2,5 раза, — подтверждает консультант по коммуникациям ПЭК Екатерина Мархулия. — На поставщиков из КНР переориентируются сотни предпринимателей, лишившиеся возможности работать с партнерами из Европы. Наиболее высокими темпами рос спрос на перевозки высокотехнологичного оборудования (чипы, микросхемы), комбинированных кормов и семян для сельского хозяйства и рыбной промышленности, а также запчастей и комплектующих для автомобилей».

Доставка грузов из Китая в Россию происходит в основном железнодорожным и автомобильным транспортом. На сегодняшний день сроки и стоимость такого вида доставки стабилизировались. И если в конце прошлого года перевозка из Китая ускоренным контейнерным поездом занимала 45 – 55 дней, то в марте-апреле нынешнего года срок доставки составляет от 22 дней. При этом стоимость перевозки снизилась. Что касается автоперевозок, то срок доставки составляет 45 – 55 дней. Заторы на погранпереходах между Китаем и Россией сохраняются, поэтому не всегда можно прогнозировать, сколько займет перевозка. Ситуация же с морскими перевозками пока остается сложной: 6 из 11 международных линий приостановили работу с российскими портами.

Восточный мир

Поддержали Россию и многие другие страны Востока и Арабского мира. Одним из первых расширение сотрудничества предложил Иран, который сам немало пострадал и продолжает страдать от западных санкций. Власти этой страны предложили поставки своих медикаментов, стройматериалов, продуктов питания и одежды, отметив, что рассчитывают на увеличение товарооборота с Россией в четыре раза. Россельхознадзор РФ обсуждает с этой страной увеличение поставок овощей и фруктов в РФ в 3,5 раза.

Со своей стороны Иран заинтересован в увеличении импорта из РФ зерновых и масленичных культур. Тегеран намерен рассмотреть вопрос открытия своего рынка для российского мяса птицы, баранины и другой мясной продукции. Кроме того, Россия и Иран ведут переговоры о взаимном признании национальных платежных карт. Есть надежда, что уже к концу года на территории Ирана будет работать карта «Мир».

Также обсуждается логистический маршрут «Север — Юг» через Каспий. Маршрут рассчитан на транспортировку грузов из Индии и государств Персидского залива в Западную и Северную Европу через Иран, Азербайджан и Россию, в том числе посредством соединения железных дорог этих трех стран. Министр дорог и градостроительства Ирана заявил о готовности обеспечить транзит товаров из РФ.

Еще одно активное на сегодняшний день направление для внешней торговли нашей страны и региона — Узбекистан. К слову, недавно предприниматели Ленобласти побывали с бизнес-миссией в этой стране. В деловой поездке приняли участие восемь предприятий химической и строительной отраслей, лесопромышленного комплекса, производители строительных материалов и медицинских изделий. По итогам поездки несколько компаний планируют заключить семь контрактов на поставку своей продукции.

До конца года Центр поддержки экспорта Ленобласти проведет несколько международных бизнес-миссий в Турцию, Казахстан, Израиль и Объединенные Арабские Эмираты. Также запланированы деловые поездки совместно с Российским экспортным центром в Киргизию, Турцию, Саудовскую Аравию, Индию и Египет.

Ассортиментный калейдоскоп

В целом российские предприниматели отреагировали на события в стране и мире, разделившись на два лагеря. Одни опустили руки и даже покинули страну, другие начали активно действовать, пользуясь снижением конкуренции.

Согласно исследованию аналитической службы компании Wildberries, в 2022 году 51 % российских компаний прогнозируют рост своих продаж в 1,5 – 3 раза, 18 % — намерены запустить собственное производство. Наиболее позитивно свои перспективы оценивают предприниматели, реализующие fashion-товары, косметику и парфюмерию, а также продукты питания и зоотовары.

По результатам опроса, 62 % респондентов сообщили, что не меняли свой ассортимент товаров, 38 % пересмотрели свою товарную матрицу. Около 27 % представителей бизнеса расширили ассортимент для выхода в новые ниши, которые появились после ухода зарубежных брендов. Кроме того, 26 % предпринимателей стали закупать больше отечественной продукции и всего 13 % закупили больше продукции иностранного производства.

При этом у 70 % опрошенных коммерсантов сохранились прежние логистические маршруты. Это связано с их ориентацией на российских и азиатских производителей. Однако российские предприниматели отметили дальнейшее удорожание перевозок.

В любом случае основная задача торговли на сегодняшний день — не сбавлять обороты и воспользоваться новыми возможностями с учетом того, что на долю стран, которые ввели санкции против России, приходится 50 % внешнего торгового оборота страны.

А вот проследить, что в результате этих изменений происходит на рынке здесь и сейчас, можно только по собственным ощущениям. Дело в том, что в апреле Федеральная таможенная служба  приостановила официальные публикации внешнеторговой статистики. Одновременно прекратил публикацию ежемесячной информации по внешней торговле и Центробанк.

Как утверждается, это временная мера, принятая во избежание «некорректных оценок, спекуляций и разночтений». Кроме того, в условиях экономической войны публикация таких данных может помочь противникам при оценке эффективности введенных ими ограничений.


#торговля #импорт #товары #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 95 (7178) от 30.05.2022 под заголовком «Торговля с препятствиями».


Комментарии