Эра виртуальных платьев. Модную отрасль ждет цифровая трансформация

В условиях пандемии коронавируса многим предприятиям, работающим в сфере индустрии моды, пришлось свой бизнес свернуть. Очевидно, что значительная часть из них после карантина деятельность не возобновит. Те же, кто выживет, будут вынуждены выстраивать бизнес по-новому. Участники онлайн-конференции Fashion Tech by Fash.In «Цифровые технологии для оптимизации бизнес-процессов и медиа-арт как инструмент продвижения fashion-брендов» пришли к выводу, что в перспективе модную отрасль ждет глобальная цифровая трансформация.

Эра виртуальных платьев. Модную отрасль ждет цифровая трансформация | ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

Прощание с манекеном

Если задуматься, то со времен наполеоновских войн в производстве одежды изменилось не так уж много. Как и прежде, это низкотехнологичная отрасль, базирующаяся на ручном труде. Но самый главный атавизм, дошедший со времен белошвеек до наших дней, это снятие мерок с модели с помощью сантиметра и типовые размерные сетки, на основе которых работают швейные предприятия.

«Сейчас в основе швейного производства используются базовые манекены, выполненные в виде типовых фигур людей, проживающих в конкретной географической зоне, - объясняет сооснователь компании - разработчика 3D-сканеров Сергей Климентьев. - В России бренды отшивают свои коллекции на основе тех или иных базовых манекенов, стандарты для которых были утверждены в виде ГОСТов, установленных Центральным НИИ швейной промышленности. При этом следует признать, что существующие на сегодняшний день усредненные размеры россиян описаны достаточно топорно и многие отечественные производители работают с европейскими стандартами».

«Но даже качественный базовый манекен не поможет в создании идеального наряда, поскольку фигура каждого человека имеет индивидуальные особенности», - считает сооснователь и гендиректор сервиса онлайн-подбора одежды Sizolution Станислав Подшивалов.

Ситуация осложняется тем, что фигуры людей со временем меняются. Соответственно, подобные измерения должны проводиться каждые десять лет. Однако последние полноценные исследования для подобных отечественных ГОСТов были еще во времена СССР. Какие-то незначительные изменения в стандарты вносились в 2000 году.

В результате у современного рынка легпрома с определением размера готовой одежды для населения есть проблемы, которые оказывают негативное влияние на ее сбыт. К примеру, у разных брендов размерные параметры отличаются. Из-за этого потребители при выборе одежды путаются в размерах и отказываются от покупки. Кстати, в интернет-торговле самый большой процент возвратов - именно в сегменте одежды. Чаще всего при заочных онлайн-покупках возвращаются платья.

Зайдите в 3D-примерочную

Решить эту проблему возврата покупок вызвались петербургские специалисты, разработавшие оборудование в виде 3D-сканеров для получения объемных моделей человеческих фигур. Эти сканеры стали основой виртуальных примерочных, которые постепенно входят в современную сферу услуг.

«В своей работе мы используем Big data (технологические возможности для анализа огромного количества данных. - Прим. авт.) и искусственный интеллект, - объясняет Станислав Подшивалов. - Специальные алгоритмы по фотографии человека создают 3D-модель его тела, учитывая более 80 параметров. После этого искусственный интеллект рекомендует клиенту оптимальный размер и показывает, как та или иная вещь будет на нем сидеть».

«Мы достигли автоматизации процесса сканирования людей, - рассказывает Сергей Климентьев. - В комплекте с каждым 3D-сканером идет мощный компьютер, который трансформирует результаты датчиков в визуализацию модели на экране всего через 90 секунд после начала сканирования. Однако само волшебство происходит за кулисами, где результаты сканирования отправляются в виртуальное облако и превращаются в 3D-модель с помощью высокотехнологичного программного обеспечения. Наша компания собрала масштабную и актуальную базу параметров человеческих тел, на основе которых нейронная сеть восстанавливает и определяет 3D-модель клиента по его фотографиям (фронтальной и боковой)».

Сегодня сегмент виртуальных примерочных сформировался как отдельное направление рынка. А спрос на них в течение пяти лет вырастет на 21%.

«В ближайшей перспективе цифровые примерочные и технологии 3D-сканирования человеческих тел в индустрии моды станут такими же необходимыми бизнес-инструментами, как сегодня веб-сайты, - подтверждает Климентьев. - Первопроходцы, которые успешно осуществят его первыми, станут лидерами рынка».

Дело в том, что технология дистанционной примерки одежды легла в основу ее производства. У специалистов швейных предприятий появилась возможность заменить допотопные размерные сетки на 3D-модели, основанные на точных антропометрических измерениях современных людей. Но это только начало.

Где «выгуливать» виртуальную одежду

В нынешнем году на фоне пандемии спрос на модные товары упал на 93%. При этом условия самоизоляции спровоцировали спрос на... виртуальную одежду. Не секрет, что сегодня многие завсегдатаи интернет-ресурсов и социальных сетей частенько покупают одежду для того, чтобы сфотографироваться в ней и опубликовать снимок в социальной сети. Отработавшая таким образом вещь ссылается в шкаф, потому что, кроме эффектности, никакими достоинствами не обладает - она неудобна для повседневного использования, а после первой стирки и вовсе превращается в тряпку.

«Вот бы для виртуального пространства были виртуальные наряды», - мечтали потребители, особенно те, которые знакомы со сферой видеоигр и киберспорта, где продажа вещей и аксессуаров для героев практикуется давно. Креативные дизайнеры подумали и решили мечты своих заказчиков исполнить. Первая в мире коллекция виртуальной одежды была презентована в 2018 году в Норвегии. Эта коллекция состояла из пары десятков 3D-нарядов, которые, к удивлению создателей, были куплены, несмотря на то что в реальности не существовали.

Так что же такое цифровая одежда? Простыми словами, это компьютерная графика, объемное изображение костюма, нарисованного в графическом редакторе.

Алгоритм создания такой одежды состоит из нескольких этапов. Все начинается с фотосессии, когда заказчика фотографируют в облегающей одежде. Далее модельер работает над созданием дизайна наряда (в данном случае создание виртуальной и реальной одежды ничем не отличается). Третий этап подразумевает непосредственно 3D-моделирование вещи, когда скетч переносится в графический редактор и там происходит его финальная доработка. Заключительным этапом является комбинация готовой 3D-модели наряда с фотографией заказчика (чтобы, как говорится, костюмчик сидел).

Примерка 3D-лука проходит в специальной программе. В перспективе этот процесс будет происходить в дополненной реальности. Кстати, «выгуливать» диджитал-платье можно в интернет-пространстве (на своей странице в социальной сети, на онлайн-мероприятии и т. д.).

«При создании виртуальной одежды у дизайнера появляется множество возможностей применения своей фантазии, даже без ограничений законами физики, - говорит исполнительный директор Sarafan Technology Inc. Ксения Широкова. - В результате виртуальная вещь может быть более смелой, чем одежда, которую человек решился бы надеть в реальности, и более запоминающейся. В конце концов тренд на виртуальную одежду приведет к тому, что для реальной жизни люди будут приобретать базовые наряды. А высокая мода станет достоянием онлайн-пространства».

Цена виртуального наряда зависит от сложности его исполнения и эксклюзивности. Хотя в целом цифровые наряды дешевле их реальных копий. Так, если виртуальный комплект из пуховика и джинсов может стоить около 30 евро, то его физическое воплощение на 100 евро дороже.

Дизайн - продажа - производство

В глобальном масштабе технология создания виртуальных нарядов упростит и удешевит производство реальной одежды, максимально сократив время между идеей и реализацией вещи. Так, сегодня только для того, чтобы сделать прототип изделия, необходимо заказать ткань, отшить пробную партию, которая будет занимать место на складе, и только потом приступать к выпуску основной партии. Производство цифрового платья от идеи до его размещения в Интернете может занять всего один день.

При этом снимается вопрос с реализацией готовой реальной продукции. Сначала бренд выпускает диджитал-коллекцию, а потом уже отшивает модели, которые потребители примерили в виртуальном пространстве и заказали их «живую» версию. То есть шить будут только ту одежду, которую точно купят, а горы мятых тряпок, которые копятся в магазинах одежды, уйдут в прошлое. Понятно, что такой производственный цикл может оказаться эффективным и с точки зрения экологии.

«Мы являемся свидетелями глобального разрыва традиционной цепочки производства и продаж, которая связывала дизайнеров, производителей, продавцов и покупателей, - констатирует Ксения Широкова. - Отрасль, опираясь на современные технологии, выстраивает новую модель производства made-to-order, которая работает по схеме «дизайн - продажа - производство». Привычная схема «дизайн - производство - продажа» уже не актуальна».

Основным сдерживающим фактором развития индустрии цифровой одежды является сложность производства и дефицит образованных рабочих рук. Пока не все современные дизайнеры одежды могут заниматься производством виртуальных коллекций, поскольку у них нет навыков работы в соответствующих программах для моделирования и текстурирования. Кроме того, еще не сформировалась устойчивая бизнес-модель этого нового сегмента индустрии моды.

В целом развитие индустрии в инновационном формате зависит от дальнейшего развития нейросетей, машинного обучения и искусственного интеллекта, что позволит максимально автоматизировать процесс и, соответственно, удешевить пошив одежды.

#мода #промышленность #современные технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (6690) от 01.06.2020 под заголовком «Эра виртуальных платьев».


Комментарии