«Трикини» против кризиса. Перспективы индустрии моды обсудили на онлайн-конференции

В Петербурге прошла онлайн-конференция, посвященная выходу индустрии моды и легпрома из кризиса-2020. Представители отечественной легкой промышленности проанализировали сложившуюся в условиях пандемии ситуацию, обсудили варианты выхода из кризиса и сделали прогнозы о перспективах отрасли.

«Трикини» против кризиса. Перспективы индустрии моды обсудили на онлайн-конференции | Ленинградская мода известна петербуржцам и гостям нашего города как эталон стиля. Но такой, пожалуй, вряд ли когда-нибудь станет классическим. ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

Ленинградская мода известна петербуржцам и гостям нашего города как эталон стиля. Но такой, пожалуй, вряд ли когда-нибудь станет классическим. ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

Подиум на самоизоляции

Эта онлайн-конференция, организованная при поддержке Минпромторга РФ, стала ключевым блоком масштабного мероприятия Fashion Week 2020, которое состоялось на виртуальной площадке в Ульяновске. Программа мероприятия включала стратегические сессии, консультации и даже digital-выставку модных бизнесов.

В итоге на конференцию зарегистрировались более 1600 гостей и специалистов. Охват мероприятия составил около 100 тысяч просмотров. В списке спикеров были руководители предприятий легкой промышленности, владельцы брендов, аналитики, юристы - всего свыше 50 практиков индустрии. Они рассказали, как сегодня меняются запросы и поведение покупателей, разобрали варианты стратегии предприятий, которые не растерялись и с первых дней кризиса начали спасать свой бизнес.

«Мы вошли в кризис с тем, что умеем производить качественную одежду, при этом отечественный легпром не интегрирован с креативными индустриями. Сейчас есть шанс это исправить, - отметил эксперт индустрии моды, идеолог антикризисной онлайн-конференции Алексей Баженов. - Ситуация пандемии полностью изменит показатели индустрии моды: будут разрушены цепочки международного производства и торговли, изменится поведение потребителя. Игроки рынка станут стремиться к консолидации, чтобы обеспечить бесперебойность бизнес-связей».

Уже сейчас ясно, что кризис представляет угрозу для разрозненных компаний и подталкивает их к настройке цепочек на внутреннем рынке. Чтобы выжить сегодня, компаниям необходимо будет преодолеть разобщенность на отечественном рынке и выстроить межотраслевые связи.

Творческий шок

Чем в результате закончится сложившаяся ситуация, пока никто не знает. Предприятия стараются удержаться на плаву, принимая решения на ходу.

«Наша компания специализируется на производстве одежды для горнолыжного спорта, нынешняя зима оказалась для нас не очень удачной, - рассказывает основательница петербургского бренда Stayer Татьяна Иванова. - Поэтому мы еще до начала карантинного кризиса приняли решение загрузить мощности не только производством собственной коллекции, но и сторонними заказами. Когда начался карантин, усилили взаимодействие с Минпромторгом, получили заказ на маски. Для бренда этот контракт невыгоден, зато он помог производству избежать простоя и поддержать дух коллектива. Кроме того, совместно с коллегами мы начали проект по пошиву медицинских мембранных комбинезонов».

По данным сайта kartoteka.ru, общество с ограниченной ответственностью «Производственная компания «Стайер» зарегистрировано по адресу: 196084, Санкт-Петербург, Заставская ул., д. 13, лит. В, пом. 9Н, 27Н. Статус: действующая. Первичная регистрация: 05.10.2016 г. Доля вклада: 100%/ 500 000, 00 руб. Иванова Татьяна Львовна, она же руководитель предприятия.

Высокотехнологичному производству перестроиться на такие простые позиции, как медицинские маски, было несложно. Однако минусов в этой работе избежать не удалось. Например, высококвалифицированные специалисты испытали шок от однообразной скучной работы.

«Производственные мощности нашего предприятия благодаря стратегии планирования загружены до июля, при этом даже в нынешних условиях мы продолжаем искать новых клиентов, - делится исполнительный директор рязанской швейной фабрики «Подиум-Р» Богдан Думчев. - Безусловно, мы видим, что многие наши постоянные клиенты сейчас в трудном положении.

Прежде всего у них возникли проблемы с сырьем. Особенно тяжело нынче тем, кто связан с Китаем и Индией. Мы с этой проблемой напрямую не столкнулись, так как работаем на полотне клиентов, от нас только фурнитура, которую сейчас не можем забрать со складов Москвы и Подмосковья. И лишь благодаря заполненному собственному складу мы пока имеем возможность выдерживать рабочий ритм. Но, даже если мы сейчас сошьем все коллекции, возникает главный вопрос: что делать с готовой продукцией?»

На расстоянии контакта

Один из вариантов выхода из сложившейся ситуации некоторые представители отрасли видят в том, чтобы крупные фабрики начали сотрудничать с локальными дизайнерами и наладили производство малых партий.

«В этом году мы утвердили стратегию до 2025 года, согласно которой решили переходить на мелкосерийное производство, - говорит председатель координационного совета кластера легпрома Иркутской области Анна Репина. - Специфика работы с небольшими партиями предполагает гибкость, а это именно то, что сейчас требует рынок. Если крупные компании откроют свои двери для мелкосерийных потоков, то у отрасли будет шанс выжить и получить возможность развития. Это очень непростая задача, тем более что до недавнего времени такой практики взаимодействия в нашей стране, к сожалению, не было».

Однако Татьяна Иванова считает, что объединить в одну производственную цепочку малые предприятия и крупные фабрики будет крайне сложно.

«Проблема малых брендов в том, что они не понимают суть производства, - объясняет она свою точку зрения. - Придерживаясь принципа «Мы нарисовали, а вы сшейте», такие предприятия готовы платить только за пошив. Организацию производственной цепочки они в силу своего непрофессионализма в себестоимость конечного продукта не включают. При этом, чтобы перестроить производство под новый заказ, требуется 2 - 3 дня. И если такой заказ составляет всего 50 - 150 единиц, то крупному производству это совсем не выгодно».

А вот проект современного завода цифровой печати текстиля DigitalTextile (D-Tex), запуск которого в Московской области совпал с кризисом, практику выполнения заказов мелких партий не исключает.

«Это реально, поскольку наша платформа будет позволять на одном принтере отпечатывать несколько заказов одновременно, - подтверждает генеральный директор фабрики Маргарита Зыбина. - Нас кризис застал на стадии открытия предприятия. Сроки реализации проекта мы сдвигать не стали. Открытия такой фабрики отечественная отрасль ждала, это решит множество вопросов, обострившихся на фоне кризиса. Все знают, что в России и раньше был очень ограниченный выбор интересных разнообразных тканей. В результате приходилось работать с импортной продукцией, что сегодня не всегда возможно и эффективно. С открытием нашей фабрики у отечественных швейников появятся альтернатива и новые перспективы».

Мода «выше пояса»

Что касается спроса, то уже сейчас наблюдается отток потребителей из ценовой категории «средний +» в «эконом». В перспективе люди станут чаще отказываться от покупки новой одежды и обуви, донашивая старые вещи. Хотя во многом ситуация на рынке будет зависеть от погоды. И если такие высокодоходные товары, как обувь и верхняя одежда, в нынешнем зимнем сезоне спросом не пользовались, то холодная осень этого года поможет восстановить продажи.

Зато рынок купальников в 2020-м ждет максимальное падение. Впрочем, находчивые модельеры теплых стран уже выпустили модель нынешнего сезона, которая представлена в формате «трикини» (верх, низ и маска в цвет купальника).

«Традиционно не падает спрос на классику, - отмечает независимый эксперт fashion-рынка Екатерина Петухова. - Люксовые бренды сейчас ощущают на своих онлайн-ресурсах интерес женской аудитории в возрасте 45 - 50 лет. «Шанель» и прочая классика - это вечные ценности, в которые состоятельные люди сейчас вкладывают деньги, оставшись без дорогих ресторанов и путешествий. Также не упадет спрос на базовые предметы одежды и чулочно-носочную продукцию, белье».

В период режима самоизоляции вырос спрос на детали одежды и аксессуары а-ля «Инстаграм» c акцентом на картинку «выше пояса». А именно: спрос на рубашки и пиджаки не упал, а вот брюки остались невостребованными. Эта тенденция сохранится и в ближайшей перспективе.

«На карантинной волне поднялся сегмент домашней одежды, - констатирует Екатерина Петухова. - Если раньше россияне носили дома в основном старую одежду, то сейчас ситуация впервые за много лет изменилась - люди в домашних условиях захотели нарядиться.

Еще одна позиция ассортимента, которая только сейчас «выстрелила», - домашний текстиль. Оставаясь дома, люди стремятся создать вокруг себя уют, красоту и заказывают в интернет-магазинах новые портьеры, постельное белье, скатерти. Возможно, в этом году будут в тренде полифункциональные наряды, удобная спортивная одежда, так как после карантина все захотят похудеть. Ну а любителям путешествий, которые будут ограничены маршрутами внутреннего туризма, пригодятся походные костюмы для агротуризма и глемпинга».

#мода #промышленность #кризис

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 082 (6680) от 18.05.2020 под заголовком ««Трикини» против кризиса».


Комментарии