Электронный пар под ударом. Отрасль вейпов ждут серьезные изменения в 2023 году

В этом году модную (хотя и совсем не полезную) отрасль вейпов ждут серьезные изменения. Во-первых, поднимаются цены. Во-вторых, над витринами электронных систем доставки никотина (ЭСДН) нависла угроза закрытия. Остается гадать, какой рынок победит в таких условиях: «черный» или «белый»?

Электронный пар под ударом. Отрасль вейпов ждут серьезные изменения в 2023 году | ФОТО: Pixabay / sarahjohnson1

ФОТО: Pixabay / sarahjohnson1

Бизнес на «жиже»

В России первые вейп-шопы появились еще в 2007 – 2008 годах, но настоящий бум начался в середине прошлого десятилетия. Вейпы стали доступными для потребителей, а улицы Петербурга заполонили специфические магазинчики по продаже электронных сигарет, аксессуаров к ним и с богатым ассортиментом жидкостей для их заправки. Расцвело это направление и в Интернете.

А венчала бурную деятельность активная маркетинговая пропаганда, сформировавшая целый пласт культуры. До потребителя стремились донести мысль, что электронные сигареты — это не только «полезная» замена сигарет обычных, но также идеальный способ бросить курить, который помогает даже самым никотинозависимым людям. Правды во всем этом было немного, но правда и реклама, как писал поэт, две вещи несовместные.

Популярности электронных сигарет способствовала и экономическая составляющая. Курильщику, конечно, необходимо разориться на саму электронную сигарету (от 3000 до 5000 рублей), но всего один раз. А жидкость для нее обходилась значительно дешевле табака.

При этом электронные сигареты подавались как атрибут статусности. Ряды «парильщиков» пополняли даже те, кто раньше не курил и не собирался, включая, что самое опасное, подростков. Тинейджеров без проблем обслуживали в вейп-шопах и даже приглашали на бесплатные дегустации новых вкусов.

Врачи уже тогда начали бить тревогу. Ведь только-только удалось добиться успехов в борьбе с обычным подростковым курением, распространенность которого не­уклонно сокращалась. И вот новая напасть. При этом очень быстро стало очевидно, что «безвредность» электронных сигарет, мягко говоря, преувеличена, хотя уровень опасности для здоровья изучен еще явно недостаточно. Некоторые специалисты считают, что вейпы даже вреднее обычных сигарет.

Между тем отрасль активно развивалась, устройства для альтернативного курения спокойно жили в категории «прочие товары», для них не требовались сертификаты, у них не было ограничений по способам продажи и аудитории.

И лишь когда индустрия разрослась до значительных масштабов, на нее обратили внимание контролирующие органы и даже подготовили закон, запрещающий реализацию электронных сигарет несовершеннолетним. Но, похоже, поздно.

Уже нельзя, но пока можно

Сегодня рынок табачных изделий, в структуру которого входят традиционные и электронные сигареты, остается одним из самых быстрорастущих. При этом структура спроса неоднородна: в то время как часть сегментов (например, нагреваемые стики) демонстрирует двузначные темпы прироста, реальный потребительский спрос в других категориях замедляется.

Сегодня вейп-шопы поджидают покупателей на каждом углу. Еще в начале 2021 года эти товары продавались только в 7 % табачных магазинов, а весной 2022 года — уже в 35 % торговых точек. И эта доля продолжает расти.

К началу 2022 года в России работало более пяти тысяч вейп-шопов и магазинов по продаже электронных сигарет. В прошлом году число таких магазинов увеличилось минимум на 20 %. Более того, определенная категория этой продукции стала появляться в супермаркетах.

В Петербурге в первом полугодии прошлого года объем торговых площадей, занимаемых торговыми точками этого профиля, увеличился на 33 %. Например, на основных торговых коридорах центральных районов города общая занимаемая площадь таких организаций увеличилась на 36 %. Не менее активно идет торговля в «спальных» районах.

В 2021 году вступили в силу поправки в федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». Дистанционная торговля была запрещена, однако продажа вейпов через площадки торговых агрегаторов и соц­сети по‑прежнему идет полным ходом. Владельцы этого бизнеса не только находят пути обхода закона, но и признаются, что в онлайне торговать выгоднее.

Правда, в начале февраля после поднятого в очередной раз шума вокруг этой темы один из крупнейших маркетплейсов страны запретил продажу всех вейпов и курительных смесей, включая безникотиновые. Как объясняют представители компании, некоторые продавцы пытались продавать никотинсодержащую продукцию под видом безникотиновой.

Даже пандемия и волна антироссийских санкций не особенно ударили по этой отрасли. Изменился только ценник. Жидкости и сами электронные приборы с большим количеством микросхем, полупроводников и электронных блоков заметно подорожали. А вот их дефицита не предвидится, ведь основной поставщик вейпов и стиков для них — Китай. Кстати, именно там и были изобретены электронные сигареты в уже далеком 2004 году. Кроме того, вейпы активно используют в странах СНГ, откуда их завозят в Россию.

Минфин-заступник

Как бы то ни было, тучи над рынком вейпинга сгущаются. На сегодняшний день, по данным ассоциации «Профессиональный альянс участников русского рынка электронных никотиновых систем» («Пауррэнс»), до 90 % рынка вейпов находится в теневой зоне. А такая ситуация никак не может устроить государство.

Прошлым летом в Госдуму внесли законопроект, предлагающий полностью запретить в России продажи вейпов и жидкого никотина. Роспотребнадзор, Минздрав и МВД высказались за эту меру. А вот представители Ассоциации компаний розничной торговли выступают против запрета на продажу электронных сигарет и вейпов. По их мнению, спрос уже сформировался и продолжает расти, поэтому полный запрет не остановит оборот таких товаров. Рынок просто уйдет полностью в нелегальное поле, а добросовестные участники не смогут участвовать в обороте, оставив государство без налогов.

Чиновники Минфина тоже согласились, что полный запрет вейпов и жидкостей для федерального бюджета невыгоден. В 2022 году поступления от акцизов на эти товары составили 6,4 млрд рублей — не так уж и плохо. Хотя, по расчетам Минпромторга, сумма ежегодных потерь бюджета из‑за незаконного оборота электронных систем доставки никотина и никотинсодержащих жидкостей уже сейчас составляет 65 млрд руб. Тут бы не запрещать все, а постараться вывести остальную часть рынка в легальную зону.

По расчетам экспертов, из‑за введения запрета на продажу вейпов и электронных сигарет в России более 50 % табачных магазинов и вейп-шопов могут закрыться. Еще около 30 % магазинов придется оптимизировать занимаемые площади или добиваться скидок по аренде.

Учитывая это, логичнее не запрещать целый сегмент отрасли, а грамотно регулировать его. Минфин, к примеру, предлагает ввести уголовную ответственность за производство и продажу контрафактных сигарет. За отсутствие лицензии может грозить до трех лет лишения свободы или штраф до 1 млн руб.

В январе этого года спикер Госдумы Вячеслав Володин дал задание профильным комитетам нижней палаты кабинета министров «изучить ситуацию с электронными системами доставки никотина и внести предложения о возможности введения их запрета». Парламентские слушания ожидаются в ближайшее время.

Пар станет прозрачнее?

Участники легального рынка надеются, что их помилуют, и готовы согласиться на многие жесткие условия. Между тем процесс регулирования рынка действительно сдвинулся с мертвой точки. С 15 декабря 2022 года в России вступило в силу требование об обязательной маркировке жидкостей для электронных систем доставки никотина, в том числе безникотиновых, в картриджах и в капсулах, а также в электронных сигаретах одноразового использования. Многоразовые устройства, нагревающие данные жидкости или вырабатывающие из них аэрозоль, маркировке не подвергаются.

Стоит уточнить, что пока маркировка касается производителей и импортеров, которые уже сейчас не имеют права привозить в магазины немаркированные товары.

У оптовиков и розничных продавцов еще есть немного времени до начала весны. До 1 марта 2023 года они должны начать регистрацию. Март — это переходный период: продавцы могут разбираться с регистрацией и параллельно продолжать продавать товары.

А с 1 апреля опт и розница должны начать передавать сведения о продаже и выводе из оборота вейпов и одноразовых электронных сигарет в систему «Честный знак». Если к этому времени предприниматель не пройдет регистрацию, он должен будет остановить продажу вейпов. А 1 декабря 2023-го никотинсодержащая продукция без маркировки должна быть полностью выведена из оборота.

Есть изменения и в акцизной политике, которая, по мнению экспертов, является основной причиной активности «черного рынка». В конце января Владимир Путин подписал закон, согласно которому в России с первого дня весны акцизы на жидкости вырастут на 11 % (до 20 руб. за 1 мл). С 2024 г. акциз поднимется до 21 руб., а с 2025 г. — до 22 руб.

Акциз на электронные системы доставки никотина и вовсе отменяется (ранее его планировалось установить на уровне 64 руб. за штуку). Вместо самих изделий налог будет уплачиваться исходя из объема содержащейся в устройствах жидкости. Одноразовые устройства или многоразовые — значения не имеет.

Битва маркетологов

Между тем, по официальным данным январского опроса SuperJob, идею полного запрета электронных сигарет поддерживают 68 % россиян. С другой стороны, любители вейпинга сейчас собирают подписи под петицией против такого запрета.

«На сегодняшний день в РФ по меньшей мере пять миллионов потребителей электронных сигарет, и их число продолжает неуклонно расти. В случае запрета многим придется сделать «шаг назад» и вернуться к табакокурению», — считают авторы петиции.

«Запрет вейпов — это игра в пользу табачных компаний, — уверен продавец одного из петербургских вейп-шопов Иван Михайлов. — С появлением и развитием вейп-индустрии табачная монополия несет убытки в связи с переходом многих граждан на электронные сигареты. Шумиха вокруг вейпинга возникла из‑за снижения продаж сигарет».

«Парящие подростки, вокруг которых сегодня так много шума, это только повод, — соглашается парильщик со стажем Глеб Жигаев. — Сейчас и правда много школоты чуть ли не с девяти лет начинает парить. Многие из них покупают откровенную паль и травятся либо калечат себя некачественными девайсами. На мой взгляд, надо просто сделать грамотную регулировку и контроль рынка, как с сигаретами, — и проблемы не будет».

Но есть и противоположная точка зрения.

«Курение есть курение. Без разницы, что ты куришь: сигарету, айкос или электронную сигарету — все одинаково опасно для здоровья, и это факт. Когда говорят «что‑то безопаснее чего‑то» — обычный маркетинг», — уверен петербуржец Макс Андрианов.

И с этим трудно спорить. Сейчас уже ни у кого нет сомнений в том, что «безопасность» вейпов для здоровья — это миф, а точнее, пропаганда производителей. А значит, бороться с этим явлением и взять его под контроль необходимо.

Но опыт многих поколений, начиная с многочисленных попыток введения «сухого закона» в разных странах, показывает: в любой, даже самой вредной, отрасли продуманное регулирование оказывается эффективнее тотальных запретов…


#курение #стоимость #изменения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 26 (7355) от 13.02.2023 под заголовком «Электронный пар под ударом».


Комментарии