Достать деньги из-под земли

Срок ввода трех новых станций метро Фрунзенского радиуса (декабрь 2018 года) — под большим вопросом. Причина банальна: нет средств, даже на зарплату подземщикам. Задержки выплат кровно заработанных в ОАО «Метрострой» в этом году стали хроническими. Недавно несколько десятков рабочих пришли к офису компании на Загородном проспекте с требованием денег. Проблему невыплат и низких зарплат на стройках города обсудили за «круглым столом» Союза строительных объединений на примере ситуации в ОАО «Метрострой».

Достать деньги из-под земли | Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

- На протяжении последних трех лет «Метрострой», который представляет собой группу из 12 компаний общей численностью около 7 тысяч человек, регулярно ставит вопрос о дефиците средств на заработную плату в цене контрактов на строительство метро. На сегодня зарплата основного рабочего 4-го разряда, заложенная в действующих контрактах, составляет на Невско-Василеостровской линии 11 тысяч рублей в месяц, на Фрунзенском радиусе - 28 тысяч, на Лахтинско-Правобережной и Красносельско-Калининской линиях - 30 тысяч рублей, - сообщила начальник отдела внутреннего контроля ОАО «Метрострой» Елена Еникеева.

Участники «круглого стола» сошлись на том, что «за 11 тысяч никто под землю не полезет» и за 30 тысяч - тоже. Это действительно так. Как пояснили в «Метрострое», фактическая заработная плата рабочего-метростроителя - 40 - 65 тысяч рублей. Но обеспечение такого уровня оплаты дается предприятиям дорогой ценой. Дефицит средств компенсируется большей частью кредитами, которые вынуждены брать в компании. Почти 90 процентов этих кредитов уходят именно на компенсацию дефицита заработной платы в контрактах.

- За четыре года мы потратили только на погашение процентов за взятые кредиты более 2 миллиардов рублей, - отметила Еникеева. - Из-за дефицита средств с 2017 года начались задержки выплаты заработной платы. Ряд предприятий группы ОАО «Метрострой» сегодня на грани банкротства.

Ситуация очень серьезная. Напомним, что на Лахтинско-Правобережной линии строители уже проводили кратковременную забастовку из-за невыплаты зарплаты. А ведь «Метрострой» более полувека обеспечивает строительство тоннелей и станций в нашем городе. Без этого предприятия трудно представить развитие транспортной инфраструктуры Петербурга.

Большой разброс в контрактной заработной плате по линиям - от 11 до 30 тысяч рублей в компании объяснили статусом контрактов. Новые станции Невско-Василеостровской ветки в последние два года строили в основном на федеральные деньги. Вот Москва и «расщедрилась» - на 11 тысяч рублей для наших метростроевцев. Петербург закладывает на заработную плату в контракты все же большую сумму, хотя все равно явно недостаточную для квалифицированного работника.

Кстати, стоит отметить, что в столице в некоторых случаях строителям метро выплачивают зарплату с повышенным коэффициентом - за срочность работ. Именно так, по сверхбыстрому графику, в Петербурге сооружали и станции Невско-Василеостровской линии - «Новокрестовскую» и «Беговую», только зарплатный коэффициент, напротив, понизили.

В строительном сообществе города ситуацией в «Метрострое», безусловно, озабочены, однако, к сожалению, подобное случается и с другими трудовыми коллективами. Возглавляющий Союз кровельщиков Александр Дадченко отметил, что их предприятиям в смету закладывают зарплату рабочим 14 - 15 тысяч рублей.

Составление смет на строительство, а затем еще и занижение контрактной цены в результате конкурсов, которые проводятся по принципу «кто назовет наименьшую сумму исполнения работ, тот и выиграет» - еще одна давнишняя проблема отрасли.

- Сегодняшние расценки на асфальтирование в два раза ниже реальных расходов. И после этого хотят, чтобы строили хорошие дороги! - сетует директор ассоциации «Объединение ДОРМОСТ» Кирилл Иванов.

Низкий уровень зарплат, которые закладывают в контракты на строительство и ремонт самых разных объектов - от станций метро до кровель зданий, приводит к тому, что квалифицированные специалисты уходят. А воспроизведение профессиональных кадров уже лет 30 как одна из главных проблем в стране, особенно таких сложных профессий, как сварщик, токарь высокой квалификации, судостроитель.

- Через пару лет мы совсем останемся у разбитого корыта. На одной из строек встретил сварщика-итальянца. Сильно удивился, а мне ответили: «Так своих же нет», - рассказал генеральный директор саморегулируемой организации «Объединение подземных строителей» Сергей Алпатов.

С претензиями, высказанными на «круглом столе», в профильном комитете Смольного во многом согласились.

- Смета на строительство составляется проектными организациями, которые выполняют их на основе министерских инструкций, в том числе и по зарплате. Мы как государственный заказчик не имеем механизма, чтобы что-то изменить. Москва все замкнула на себя. Надо выстраивать диалог с федеральным центром, - считает начальник отдела контроля ценообразования городского комитета по строительству Владимир Величко. - Впрочем, не все так плохо, в смете есть раздел прочих расходов и заложен процент прибыли от контракта, на основе которых можно делать прибавку к заработной плате работников.

Между тем феномену зарплаты 11 тысяч рублей, заложенной в федеральном контракте с метростроевцами, объяснение все же нашлось.

- Видимо, составители контракта опирались на минимальный размер оплаты труда, который ныне определен примерно в 11 тысяч рублей. И на медицинские нормы потребления - в потребительскую корзину включены 11 основных групп продуктов. Я бы обратил внимание, что существует отраслевое тарифное соглашение, которое просчитывается и обновляется раз в три года. В нем заложены реальные тарифные ставки, в частности, для высококвалифицированных рабочих строительных специальностей - от 60 до 80 тысяч рублей. Этому тарифному соглашению можно придать обязательный для исполнения статус, - полагает заместитель председателя регионального профсоюза работников строительной отрасли Николай Степанов.

Выстраивание диалога с Москвой, как предложил представитель комитета по строительству, с перспективой внесения законодательных поправок и корректировки министерских инструкций - дело не только не одного дня или месяца, но и не одного года. Однако, как подчеркивают в «Метрострое», для многих предприятий такие сроки могут быть гибельными.

- Мы живем и работаем сегодня, откладывать решение проблемы на потом уже нельзя. Работать надо по каждому контракту, чтобы приводить заложенные на заработную плату суммы к реальным, а не к мифическим, - уверена Елена Еникеева.

#строительство #финансы #метро #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (6318) от 09.11.2018 под заголовком «Достать деньги из-под земли».


Комментарии