Достать деньги из-под земли

Срок ввода трех новых станций метро Фрунзенского радиуса (декабрь 2018 года) — под большим вопросом. Причина банальна: нет средств, даже на зарплату подземщикам. Задержки выплат кровно заработанных в ОАО «Метрострой» в этом году стали хроническими. Недавно несколько десятков рабочих пришли к офису компании на Загородном проспекте с требованием денег. Проблему невыплат и низких зарплат на стройках города обсудили за «круглым столом» Союза строительных объединений на примере ситуации в ОАО «Метрострой».

Достать деньги из-под земли | Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

- На протяжении последних трех лет «Метрострой», который представляет собой группу из 12 компаний общей численностью около 7 тысяч человек, регулярно ставит вопрос о дефиците средств на заработную плату в цене контрактов на строительство метро. На сегодня зарплата основного рабочего 4-го разряда, заложенная в действующих контрактах, составляет на Невско-Василеостровской линии 11 тысяч рублей в месяц, на Фрунзенском радиусе - 28 тысяч, на Лахтинско-Правобережной и Красносельско-Калининской линиях - 30 тысяч рублей, - сообщила начальник отдела внутреннего контроля ОАО «Метрострой» Елена Еникеева.

Участники «круглого стола» сошлись на том, что «за 11 тысяч никто под землю не полезет» и за 30 тысяч - тоже. Это действительно так. Как пояснили в «Метрострое», фактическая заработная плата рабочего-метростроителя - 40 - 65 тысяч рублей. Но обеспечение такого уровня оплаты дается предприятиям дорогой ценой. Дефицит средств компенсируется большей частью кредитами, которые вынуждены брать в компании. Почти 90 процентов этих кредитов уходят именно на компенсацию дефицита заработной платы в контрактах.

- За четыре года мы потратили только на погашение процентов за взятые кредиты более 2 миллиардов рублей, - отметила Еникеева. - Из-за дефицита средств с 2017 года начались задержки выплаты заработной платы. Ряд предприятий группы ОАО «Метрострой» сегодня на грани банкротства.

Ситуация очень серьезная. Напомним, что на Лахтинско-Правобережной линии строители уже проводили кратковременную забастовку из-за невыплаты зарплаты. А ведь «Метрострой» более полувека обеспечивает строительство тоннелей и станций в нашем городе. Без этого предприятия трудно представить развитие транспортной инфраструктуры Петербурга.

Большой разброс в контрактной заработной плате по линиям - от 11 до 30 тысяч рублей в компании объяснили статусом контрактов. Новые станции Невско-Василеостровской ветки в последние два года строили в основном на федеральные деньги. Вот Москва и «расщедрилась» - на 11 тысяч рублей для наших метростроевцев. Петербург закладывает на заработную плату в контракты все же большую сумму, хотя все равно явно недостаточную для квалифицированного работника.

Кстати, стоит отметить, что в столице в некоторых случаях строителям метро выплачивают зарплату с повышенным коэффициентом - за срочность работ. Именно так, по сверхбыстрому графику, в Петербурге сооружали и станции Невско-Василеостровской линии - «Новокрестовскую» и «Беговую», только зарплатный коэффициент, напротив, понизили.

В строительном сообществе города ситуацией в «Метрострое», безусловно, озабочены, однако, к сожалению, подобное случается и с другими трудовыми коллективами. Возглавляющий Союз кровельщиков Александр Дадченко отметил, что их предприятиям в смету закладывают зарплату рабочим 14 - 15 тысяч рублей.

Составление смет на строительство, а затем еще и занижение контрактной цены в результате конкурсов, которые проводятся по принципу «кто назовет наименьшую сумму исполнения работ, тот и выиграет» - еще одна давнишняя проблема отрасли.

- Сегодняшние расценки на асфальтирование в два раза ниже реальных расходов. И после этого хотят, чтобы строили хорошие дороги! - сетует директор ассоциации «Объединение ДОРМОСТ» Кирилл Иванов.

Низкий уровень зарплат, которые закладывают в контракты на строительство и ремонт самых разных объектов - от станций метро до кровель зданий, приводит к тому, что квалифицированные специалисты уходят. А воспроизведение профессиональных кадров уже лет 30 как одна из главных проблем в стране, особенно таких сложных профессий, как сварщик, токарь высокой квалификации, судостроитель.

- Через пару лет мы совсем останемся у разбитого корыта. На одной из строек встретил сварщика-итальянца. Сильно удивился, а мне ответили: «Так своих же нет», - рассказал генеральный директор саморегулируемой организации «Объединение подземных строителей» Сергей Алпатов.

С претензиями, высказанными на «круглом столе», в профильном комитете Смольного во многом согласились.

- Смета на строительство составляется проектными организациями, которые выполняют их на основе министерских инструкций, в том числе и по зарплате. Мы как государственный заказчик не имеем механизма, чтобы что-то изменить. Москва все замкнула на себя. Надо выстраивать диалог с федеральным центром, - считает начальник отдела контроля ценообразования городского комитета по строительству Владимир Величко. - Впрочем, не все так плохо, в смете есть раздел прочих расходов и заложен процент прибыли от контракта, на основе которых можно делать прибавку к заработной плате работников.

Между тем феномену зарплаты 11 тысяч рублей, заложенной в федеральном контракте с метростроевцами, объяснение все же нашлось.

- Видимо, составители контракта опирались на минимальный размер оплаты труда, который ныне определен примерно в 11 тысяч рублей. И на медицинские нормы потребления - в потребительскую корзину включены 11 основных групп продуктов. Я бы обратил внимание, что существует отраслевое тарифное соглашение, которое просчитывается и обновляется раз в три года. В нем заложены реальные тарифные ставки, в частности, для высококвалифицированных рабочих строительных специальностей - от 60 до 80 тысяч рублей. Этому тарифному соглашению можно придать обязательный для исполнения статус, - полагает заместитель председателя регионального профсоюза работников строительной отрасли Николай Степанов.

Выстраивание диалога с Москвой, как предложил представитель комитета по строительству, с перспективой внесения законодательных поправок и корректировки министерских инструкций - дело не только не одного дня или месяца, но и не одного года. Однако, как подчеркивают в «Метрострое», для многих предприятий такие сроки могут быть гибельными.

- Мы живем и работаем сегодня, откладывать решение проблемы на потом уже нельзя. Работать надо по каждому контракту, чтобы приводить заложенные на заработную плату суммы к реальным, а не к мифическим, - уверена Елена Еникеева.

#строительство #финансы #метро #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (6318) от 09.11.2018 под заголовком «Достать деньги из-под земли».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Где родился, там не пригодился. Почему растет внутренняя миграция в Москву и Петербург
24 Августа 2018

Где родился, там не пригодился. Почему растет внутренняя миграция в Москву и Петербург

Теперь на этой почве столицы соревнуются между собой в том, сколько миллионов квадратных метров жилья ими введено.

Российское судостроение: кому достанется «майка лидера»?
10 Августа 2018

Российское судостроение: кому достанется «майка лидера»?

Между отечественными верфями развернулась борьба за арктические заказы. Какие лидеры будут строить «Лидера»?

Кто поведет аэроэкспресс до Пулково?
09 Августа 2018

Кто поведет аэроэкспресс до Пулково?

При строительстве аэроэкспресса из Пулково до Витебского вокзала Смольный испытает новую схему партнерства с «частником». Разберемся в ней подробнее.

Как получить компенсацию пострадавшим от турфирм
07 Августа 2018

Как получить компенсацию пострадавшим от турфирм

Мы разобрались в ситуации, что делать путешественникам в том случае, если туроператор официально объявил о банкротстве.

Как «вела себя» экономика Петербурга и Ленобласти в первом полугодии 2018-го
02 Августа 2018

Как «вела себя» экономика Петербурга и Ленобласти в первом полугодии 2018-го

Индекс промышленного производства за указанный период в Северной столице составил 103,5%, в 47-м регионе - 104,7%. Разберемся в составляющих показателей.

Рынку продовольствия найдут свой ГОСТ
30 Июля 2018

Рынку продовольствия найдут свой ГОСТ

Главные новости продовольственного рынка – в нашем обзоре: особенности «Российского» сыра, «шоколадные» перипетии и узда для продуктов от торговых сетейю

«Фирму Сигма» отправили в банкротство
23 Июля 2018

«Фирму Сигма» отправили в банкротство

Арбитражный суд решил ввести в отношении проблемного застройщика процедуру банкротства. Бесславная история фирмы – в нашем материале.

Как работала промышленность Северо-Запада с января по май 2018-го
27 Июля 2018

Как работала промышленность Северо-Запада с января по май 2018-го

Мы разгадали статистические загадки и разобрали «по косточкам» народно-хозяйственную подноготную соседей Петербурга и Ленобласти.

«Северная долина» вернула аванс со «Стиля»
26 Июля 2018

«Северная долина» вернула аванс со «Стиля»

Одна из некогда крупнейших в Петербурге строительных компаний - «Фирма «Сигма» - вступила на путь банкротства. Вслед за ключевой структурой банкротом может стать и одноименная группа компаний.

Предприятия Ленобласти готовы объединиться в кластеры
19 Июля 2018

Предприятия Ленобласти готовы объединиться в кластеры

Представители сотни предприятий 47 региона на конференции обсудили, как промышленность может объединиться для своего развития. Сколько в Ленобласти кластеров регионального уровня?