Дешевый фальсификат. Где найти качественные товары по доступным ценам?
В последнее время петербуржцы стараются оптимизировать расходы на приобретение продуктов, одежды, вещей первой необходимости, отдавая предпочтение товарам по скидкам и акциям, продукции демократичного ценового сегмента. На этом фоне отмечается рост интереса россиян к магазинам класса «эконом», торговые залы которых забиты дешевым ширпотребом из Китая и Азии, а также сомнительной продукцией нелегального происхождения.
ФОТО Евгения ЛЕОНОВА/ТАСС
Параллельный контрафакт
За примерами далеко ходить не надо. В магазинчике у метро с простенькой вывеской «Эконом» чего только нет. Здесь и джинсы любого фасона и размера, и «фирменные» кроссовки по 700 рублей. Рядом с синтетическим нижним бельем и пеньюарами продаются коврики для совершения намаза, а в соседнем отделе отчаянно благоухают масляные духи на розлив и бытовая химия. После того как российские заводы прекратили выпускать сoca-сola, на рынке незамедлительно появились фальсифицированные версии этой газировки. Справедливости ради стоит отметить, что поставщики этого псевдонапитка честно признаются: это «реплика», «дубль», «заводской товар под оригинал» и т. д.
Джинсы турецкого происхождения, купленные в таком магазине, оказались вполне ничего, а вот в бутылочке со знакомой надписью Fairy с «суперскидкой» оказалась странная жидкость, которая не то что не пенилась, но даже не мылилась. Фейковая же газировка, кроме вкуса, отличалась не свойственной для фирменного товара формой бутылки, неаккуратной этикеткой и датой производства — колу произвели уже после того как мировой концерн заявил о приостановке производства в России.
С подобной торговлей мы в последнее время сталкиваемся все чаще — как будто вернулись в девяностые. Нарваться на контрафактную и фальсифицированную продукцию сомнительного качества в последнее время можно как в стационарных магазинах, так и на виртуальных торговых площадках.
По данным ФТС РФ, всего за семь месяцев 2022 года было выявлено 6,3 млн единиц контрафакта. Для сравнения: за то же время в прошлом году обнаружили всего лишь 4,5 млн единиц. Наиболее часто контрафакт выявляют по двум категориям товаров — обувь и одежда.
Правда, в виртуальном пространстве, по подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли, доля контрафактной продукции на площадках может составлять лишь 0,1 % от всех предложений. Однако сама тенденция настораживает.
Надежда на алгоритмы
На происходящее обратили внимание не только потребители, но и специалисты Минпромторга. В ответ на подозрения крупные торговые онлайн-платформы заявили, что информация о продаже на их площадках контрафакта не соответствует действительности.
Так, в Wildberries рассказали об отлаженном алгоритме работы с брендами, благодаря которому некачественная продукция отсеивается. Кроме того, в компании разрабатывают автоматизированную систему выявления контрафакта на основе искусственного интеллекта. Здесь, правда, получается логическая неувязка: если проблемы нет, то зачем тогда нужна разработка этой системы? Логично следует вывод о том, что какой‑то контрафакт на виртуальные прилавки пока еще просачивается.
В Ozon также официально запрещена продажа контрафактной и фальсифицированной продукции. Как утверждается, при выявлении таких товаров компания блокирует их карточки и скрывает от покупателей. Для этого используется специальный алгоритм машинного поиска, который «способен анализировать уже заблокированные товары, сравнивать их по ключевым характеристикам и передавать подозрительные товары на ручную проверку команде контроля качества». Таким образом, каждый месяц проверяется более 15 тысяч обращений партнеров и покупателей.
Кроме того, маркетплейсы Wildberries, Ozon и «Яндекс маркет» создали общую информационную систему со сведениями о продавцах контрафакта, чтобы предотвращать его распространение. Правда, в реальности эта система еще не действует, и пока лишь сообщается, что в ближайшее время она будет реализована на площадке Ассоциации компаний интернет-торговли. Благодаря этому любой участник торговли, покупатель или общественная организация смогут сообщить о контрафактном товаре на площадку маркетплейса, после чего начнется проверка продавца. При систематических нарушениях недобросовестным продавцам доступ к торговым витринам будет заблокирован.
А с 1 марта 2023 года маркетплейсы за распространение на своих виртуальных площадках контрафактной продукции и немаркированного товара будут нести ответственность на официальном уровне. То есть любой агрегатор будет обязан маркировать реализуемый товар, даже если он не хранит эти товары на складе, как это делают Ozon или Wildberries.
Что касается введенного в этом году в России механизма параллельного импорта товаров (ввоз товаров в страну без разрешения правообладателей), который многие участники рынка считают «зеленым светом для контрафакта», то правительство РФ продлило его действие до сентября 2023 года.
Напомним, что в мае Минпромторг утвердил список товаров, которые можно ввозить в Россию без разрешения правообладателя. В него, в том числе, входит продукция производителей электроники, автомобили, товары для спорта. В августе в перечень товаров добавили косметические и парфюмерные средства некоторых известных бьюти-брендов. Всего, по данным Минпромторга, за три месяца с запуска в России параллельного импорта в страну по этой схеме было ввезено товаров более чем на шесть миллиардов долларов, что составляет относительно небольшую долю в общей структуре импорта.
Преступление без наказания
Говоря от контрафакте, отдельное внимание стоит уделить табачной и алкогольной продукции. К примеру, этим летом во Всеволожском районе Ленобласти был ликвидирован крупный нелегальный цех по изготовлению сигарет (три производственные линии и два конвейера для упаковки). Кроме того, обнаружено более 300 тысяч пачек контрафактных сигарет и более четырех миллионов сигарет без упаковки. Рыночная стоимость изъятой продукции составляет более 200 млн рублей. Участники преступной группы продавали свою продукцию по всей России.
Всего же с начала 2022 года таможенники при проведении проверочных мероприятий в торговых точках Петербурга и Псковской области выявили около 8 тысяч литров алкоголя и 4,3 млн пачек сигарет, запрещенных к реализации. Общая стоимость нелегальной продукции оценивается в 500 млн рублей.
По мнению некоторых экспертов, в ближайшей перспективе на отечественном рынке прогнозируется рост доли нелегальных сигарет. Вызвано это санкционным давлением на российскую экономику и, как следствие, повышением стоимости табачной продукции и снижением покупательной способности граждан.
При этом уровень ответственности и наказание за ведение нелегального бизнеса в нашей стране по‑прежнему отличаются мягкостью. К примеру, в мае 2022 года компания «Власта-Консалтинг» провела независимое исследование, в котором проанализировала 186 решений судов первой инстанции по делам о производстве, приобретении, хранении, перевозке в целях сбыта и продажи немаркированной алкогольной продукции и табачных изделий. Результаты исследования показали, что за период с 2020‑го по 2021 год только пять уголовных дел привели к реальным срокам заключения. Подавляющее большинство процессов завершилось условными сроками и незначительными штрафами.
В 2021 году государство профинансировало полномасштабное исследование для выявления распространенности нелегальной табачной продукции на территории нашей страны. Исследование было проведено в 85 субъектах РФ и 840 населенных пунктах и показало, что доля нелегальной табачной продукции в стране составляет 11,5 %. Любопытно, что чем крупнее город, тем меньше в нем доля незаконного оборота табачной продукции. В городах-миллионниках эта доля составляет порядка 9 %, а в сельской местности — 14 %.
Учитывая масштаб проблемы, АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» (ННЦК) и крупнейшие производители табачной продукции в России подписали меморандум о сотрудничестве. Документ закрепляет методологию проведения полевых исследований доли нелегальных сигарет на рынке как в стране в целом, так и в регионах.
«Методология, используемая ННЦК при Минпромторге России, усовершенствована, — сообщил заместитель главы ведомства Василий Шпак. — Охват населенных пунктов увеличен до 1068, расширена география покрытия, добавлены дополнительные способы контроля за сборщиками пачек посредством использования GPS-трекеров. Его результаты должны дать полную и ясную картину того, что происходит на рынке, и будут основой при принятии решений по пресечению незаконного оборота табачной продукции для всех контролирующих ведомств».
Полевое исследование по этой методологии началось, и первые результаты появятся уже в сентябре. Только вот пока непонятно, как новые исследования помогут реальной борьбе с контрафактом. Есть подозрения, что для решения проблемы нужно не столько исследовать, сколько сажать…
Еще один барьер, сдерживающий попадание контрафактной продукции на рынок, — национальная система цифровой маркировки «Честный знак», которая заработала в России в 2019 году. Благодаря этой системе доля незаконного оборота на рынке табачной продукции в России значительно сократилась, однако в отдельных регионах Северо-Западного федерального округа он по‑прежнему остается масштабным. Об этом говорится в сообщении Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции при Минпромторге. В двадцатку антирейтинга входят Новгородская, Псковская, Вологодская и Ленинградская области. Кроме того, к классическим сигаретам прибавились контрафактные вейпы и стики.
На этом фоне многие участники рынка (не только табачного) в обязательной системе маркировки разочаровались, обвиняя ее в том, что она только отслеживает продукцию от производства до потребителя, но самостоятельно контрольно-надзорных функций не осуществляет. Ответственность за то, что на полках российских магазинов по‑прежнему представлен фальсификат, лежит прежде всего на Роспотребнадзоре.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7252) от 12.09.2022 под заголовком «Как побороть фальсификат».
Комментарии