«Водоканал» собирает княжества

Все чаще в прессе появляются сообщения о том, что где-тов Ленинградской области жители жалуются на качество питьевой воды. Кульминацией стала новость о заражении инфекцией одной из артезианских скважин в поселке Рощино, считающемся курортной зоной. «Вот создадим единую структуру, как в Петербурге, и все образуется», - заверяли областные чиновники. И вот наконец-то подобная структура появилась. С августа прошлого года она начала собирать водоснабжающие «удельные княжества» под свое крыло. О том, что даст объединение жителям области и можно ли будет в скором времени пить качественную воду из крана, корреспонденту «СПб ведомостей рассказал гендиректор «Леноблводоканала» Саяд АЛИЕВ.

«Водоканал» собирает княжества | Чтобы открыть вентиль в деле развития водопроводных и канализационных сетей, властям Ленинградской области придется закручивать гайки в муниципальной системе региона. Без этого объединить ресурсы не получится. ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

Чтобы открыть вентиль в деле развития водопроводных и канализационных сетей, властям Ленинградской области придется закручивать гайки в муниципальной системе региона. Без этого объединить ресурсы не получится. ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

- Саяд Исбарович, объясните, что же за предприятие было в итоге создано?

- Система водоснабжения в Ленинградской области долгие годы оставалась такой, какой была сформирована в далекие советские годы. Из бюджета региона ежегодно уходили миллионы рублей, в основном на ремонт сетей. Но, сколько бы ни латали прорехи в этом запущенном хозяйстве, кардинально изменить его не удавалось. Чего удивляться: старый «Москвич», как ни старайся, в «Мерседес» не превратишь.

Однако разрыв между возможностями и потребностями в этой социально значимой отрасли достиг предела. Стало ясно: откладывать ее «переформатирование» дальшенельзя. И вот в декабре 2015 года областные парламентарии приняли 153-й региональный закон, на основании которого 29 марта 2016 года был зарегистрирован «Леноблводоканал». Тогда многие жители области облегченно вздохнули: теперь-то все и закрутится. Мы с оценками не спешили. Если гора проблем, которые накапливались десятилетиями, достигла критической массы, то сдвинуть ее с места непросто. Нужно было решить множество имущественных, правовых, организационных и прочих вопросов.

- До этого имуществом водоканалов распоряжались муниципальные образования?

- Да, но при их скудном бюджете, которым пытались покрыть все поселковые или городские нужды, такие работы приходилось финансировать по остаточному принципу. Не хватало средств на поддержку оборудования в нормальном состоянии, не то что развивать. Но оно и досталось муниципалам в плачевном состоянии.

Не в силах потянуть такой воз, главы администраций передавали инженерные сети и мощности в аренду частным структурам. Время показало, что это был не лучший выход: многие из 155 частных предприятий, которые стали эксплуатировать обеспечивающие воду системы, годами не вкладывали в них ни рубля. В результате процент износа сетей в некоторых поселениях достиг 90% и выше, а канализационные очистные сооружения (КОС), насосные станции, объекты водоочистки так и оставались без ремонта десятилетиями.

- Как это влияло на качество питьевой воды?

- Свыше полутора миллионов жителей Ленобласти (88% населения региона) пользуются централизованной системой водоснабжения. Но качественную воду не могли обеспечить ни подземные источники, доля которых в водоснабжении региона составляет 95%, ни поверхностные. Санитарных зон у большинства водозаборных скважин фактически нет, а поблизости порой находятся фермы, производственные цеха, даже свалки.

Что уж говорить о реках Волхов, Луга, Сясь, где на берегах стоят предприятия, постоянно сбрасывающие туда неочищенные сточные воды. По данным Росприроднадзора, во многих водоемах Ленобласти вода оценивается как загрязненная и по физико-химическим, и по микробиологическим показателям. В реке

Волхов, скажем, она не соответствует нормативам по железу и цветности. При этом лишь 63% ресурсов, которые мы получаем из подобных источников, проходит водоподготовку, да и то на устаревшем оборудовании. Аварийное состояние сетей положение дел только усугубляло. Стало ясно: нужно совершенствовать технологии водоподготовки, применять новые реагенты, коагулянты нового поколения.

- Где состояние сетей особенно тревожное?

- Пожалуй, в самых дальних от Петербурга районах области. Поэтому губернатор Александр Дрозденко посчитал нужным начать консолидацию с них. Так была создана «восточная» дирекция «Леноблводоканала» с базой в Волхове, куда после инвентаризации вошло имущество водоканалов Волховского, Тихвинского и Бокситогорского районов. В конце 2017 года присоединились Лодейнопольский и Подпорожский районы, и сегодня в новую структуру входит уже 41 предприятие.

В соответствии с «дорожной картой» до лета под нашу юрисдикцию перейдут Выборгский и Сланцевский районы, город Шлиссельбург, а до конца года - Кировский, Приозерский, Лужский районы, город Коммунар и Куйвозовское поселение (Всеволожский район). К 2020 г. в состав предприятия должны войти 217 водоканалов по всем 17 районам области и Сосновоборскому городскому округу.

Смысл именно в такой последовательности есть. Почему начали с Волхова? Там были самые крупные потери воды (61%). Чтобы снизить их более чем вдвое, как сегодня, на ремонт и замену сетей из областного бюджета ушло свыше 300 млн рублей. К концу года потери, думаю, не будут превышать 12%. Кроме того, мы установили в Волхове 317 задвижек, и теперь при аварии отсекаем отдельный дом или улицу и быстро устраняем прорыв, не оставляя без воды большой жилмассив. А по всему Волховскому району в текущем году предстоит установить 370 задвижек, такую же работу проводим сейчас в Тихвинском районе.

- Но это же капля в море...

- Список наших приоритетных объектов «потянул» на 4 миллиарда рублей. Около четверти этих средств решено направить на строительство новых объектов. Проектная документация по ряду водоочистных и канализационных очистных сооружений прошла экспертизу в четырех районах «востока». Остальные деньги пойдут на строительство и модернизацию сетей водоснабжения и водоотведения. Всего же в регионе проложено около 10,5 тыс. км водопроводов и канализационных сетей, многие из которых давно устарели.

В минувшем году только на капремонты мы потратили 461 млн рублей. Главное - делать шаги, которые для жителей городов и поселков малыми вовсе не кажутся. Так, после реконструкции очистных сооружений в поселке имени Свердлова (Всеволожский район) питьевая вода стала отвечать нормам, и это почувствовали 11,6 тысячи жителей. А в Пикалеве, где проживают вдвое больше людей, после замены участков водовода и коллектора многие оценили надежность отремонтированных сетей.

Подход к делу теперь совершенно другой. На складах предприятия создан аварийный запас материалов (на 120 млн рублей), которого раньше почти не было. Хорошо налажена система коммуникаций. Аварийная бригада выезжает теперь мгновенно, и оператор центральной диспетчерской в Петербурге узнает о происшествии раньше, чем в ближайшем поселке. И срок службы пластиковых труб, которые мы используем в ремонте трассы безтраншейным способом, составляет уже четверть века и больше. Качество сварных швов проверяем с помощью теледиагностики.

- Изменилась ли тарифная политика в сфере водоснабжения и водоотведения?

- Правильнее сказать, что она только-только появилась. Раньше муниципальные образования «рисовали» эти цифры произвольно: специалистов там почти не было. Теперь каждый из примкнувших к нам районов имеет единые основанные на расчетах тарифы (три из них долгосрочные) на обеспечение водой и водоотведение, а общие для всей области начнут действовать с 2020 года, когда завершится слияние.

Тарифная нагрузка на предприятия слегка увеличится, но жители вряд ли ощутят перемены. Суммы в платежках особо не вырастут. А вот без бюджетных субсидий, направленных на развитие предприятия, не обойтись. Потому что вместо старой арендованной спецтехники мы закупили современные краны, экскаваторы, «КамАЗы». В феврале автопарк пополнится на 20 машин, из областной казны на это было выделено 90,5 млн рублей. А будет вдвое больше. Это позиция регионального правительства: инструменты, спецодежда, техника - все должно быть новое, самое лучшее...

- Как известно, вместе с геологами вы обновляете документацию по артезианским скважинам...

- Документов по ним практически не было - ни лицензий, ни учетных карточек, ни буровых паспортов. По трем восточным районам лицензирование подземных водозаборов началось с конца прошлого года, на этот год будет выделено еще 50 млн рублей. Деньги пойдут на лицензирование и мониторинг качества воды по 68 водозаборам, на поиск и оценку запасов подземных вод по 81 водозабору, на создание зон санитарной охраны.

Наши экологи ездят по области и берут пробы воды в реках. Следят, чтобы не было грязных сбросов. А такое случается: меньше чем за полгода компании-штрафники, которых раньше почти не беспокоили, перечислили на наш экологический счет 47 млн рублей. И по судебным решениям, основываясь на результатах проверки надзорных органов, мы  должны получить еще около 60 млн рублей в качестве платы за негативное воздействие на природу.

В то же время собственные лицензированные лаборатории, имеющиеся в трех восточных районах, постоянно контролируют объекты

«Леноблводоканала». Чтобы улучшить подготовку воды, применяем особые композитные реагенты, коагулянты нового поколения. Их производит по нашей просьбе одна из компаний, работающих в Волхове, - подразделение «ФосАгро».

- Налажен ли у вас контакт с петербургским «Водоканалом»?

- Объемы работ у нас несопоставимы. Ежемесячно мы поставляем абонентам восточной дирекции 982,2 тыс. кубометров воды и принимаем примерно такое же количество стоков. А наши городские коллеги «прокачивают» в несколько раз больше. При этом они доводят до нужных параметров только невскую воду, а у нас много источников. Но это не значит, что сотрудничество невозможно, мы только в начале пути. Собираемся вступить в Ассоциацию водоканалов России, устанавливаем контакты с другими регионами - побывали, например, в Белгородской области, чтобы перенять опыт. Изучаем зарубежную практику: к нам приезжали венгерские производители оборудования.

- Сформирована ли программа капремонта сетей областного «Водоканала» на этот год?

- Бюджет предприятия сверстан исходя из утвержденных по пяти районам тарифов. Вместе с субсидиями из бюджета он составит около 750 млн рублей, из них 400 млн предусмотрено только на капитальный ремонт сетей. Но мы выходим с предложениями на правительство Ленобласти, и годовая программа будет дополнена, полагаю, до 2 млрд рублей. Так что список объектов, которые предстоит построить в этом году, продолжает расти. Отдача видна и сегодня: к нам обращаются жители бурно растущих поселков, в том числе близких к Петербургу, таких как Новодевяткино, и просят: возьмите наши мощности под свое крыло...

#водоснабжение #тарифы #качество

Комментарии