С места в карьер

Чем ближе принятие нового генплана Петербурга, который появится в 2018 году, тем больше у градостроительной общественности возникает идей по переустройству промышленного пояса северной столицы. Но любая реновация промзон станет былью только после вывода предприятий из центра. Эту проблему обсудили в новых, расположенных далеко от центра, корпусах завода «Климов» петербургские парламентарии и представители городской администрации.

С места в карьер | С потерей украинских поставщиков вся тяжесть исполнения гособоронзаказа ляжет на петербургских двигателестроителей. ФОТО Марины ЛЫСЦЕВОЙ/ТАСС

С потерей украинских поставщиков вся тяжесть исполнения гособоронзаказа ляжет на петербургских двигателестроителей. ФОТО Марины ЛЫСЦЕВОЙ/ТАСС

Тихая реновация

Процесс вывода заводов и фабрик из исторического центра Петербурга может стать одной из самых крупных программ по обновлению городской среды в России. Сейчас в черте северной столицы находится более 60 тыс. промзон (13% территории города), где располагается немало экологически небезопасных предприятий.

Многие чиновники и депутаты хорошо помнят, как предыдущая корректировка генплана вызвала оживление в среде строителей и бизнесменов, готовых покуситься на лакомые участки земли. Предложений по изменению промышленного зонирования городской территории и тогда поступало великое множество, и сегодня недостатка в них нет. Но процент успешных проектов по «вычеркиванию» предприятий из центра города остается низким.

Понятно почему: нужны огромные инвестиции, заемные средства, получить которые становится все труднее. Кроме того, требуется ясное понимание, что даст такой переезд, то есть наличие внятной концепции и «дорожной карты». Да и без помощи Смольного, как ни крути, всем на радость новоселье не справить. Все эти три архимедовских рычага, способных перевернуть обыденное представление о «кошмарной» промышленной реновации, собственно, и применил «Климов».

Три года назад завод отметил вековой юбилей переездом на новую площадку. В 2014-м «Климов» начал выводить мощности, расположенные на двух площадках в Выборгском районе, на окраину города. Там, недалеко от Шуваловского карьера в северной части Приморского района, завод освоил небольшую промышленную территорию.

Третью площадку, в двух шагах от загородной черты, расширили до 15 га и за три года построили там около 54 тыс. кв. метров заводских площадей. Это нужно было не только для того, чтобы перевезти и расположить там технологическую оснастку - как раз старое «железо» брали очень выборочно. Идея заключалась в коренном перевооружении, которое позволило бы уйти от зарубежных поставщиков и обеспечить максимальный (100%) уровень российской комплектации. Чего в итоге и удалось добиться, обеспечив при этом преемственность кадров.

Город помог

Задача перед руководством завода стояла амбициозная: перейти от сборки и испытаний к серийному производству двигателей новых модификаций. Их параметры должны соответствовать или даже превосходить зарубежные аналоги. Само собой, пришлось изрядно потратиться: в строительство и приобретение оборудования нового поколения завод вложил свыше миллиарда рублей собственных и 5 млрд руб. заемных средств.

Переезд не завершен, на старых площадках еще остались крохи производства. Теперь предприятие с вековой историей обживает просторную и вполне доступную территорию. Здесь разместились конструкторское бюро, испытательные площадки и основные цехи. Уже сейчас завод наращивает выпуск высокотехнологичной продукции и параллельно готовится к переходу на новые направления авиационного двигателестроения - аддитивные технологии.

«Конечно, мы благодарны городу, который поддержал наши планы, - сказал Александр Ватагин, исполнительный директор предприятия. - Город построил дорогу в необходимом нам месте, отремонтировал трассу со стороны Озерков. Да вдобавок запустил новые маршруты общественного транспорта, учитывая социально-экономическое развитие этой территории. А «Водоканал» снял все вопросы по воде и канализации...»

О том, каких трудов стоило в сжатые сроки построить, пусть и не в чистом поле, огромные корпуса и переформатировать производство, климовцы распространяться не стали. Зато удовлетворили любопытство участников выездного заседания профильной комиссии Заксобрания и промышленников-коллег во всем, что касалось выполнения гособоронзаказа (40% продукции «Климова»), кадровой политики и перспектив.

Обуховские плоды

Увиденное гостей впечатлило. Особенно тех, кто имел перед глазами печальный опыт заводских перемещений или оказался причастен к решению вопросов по предстоящим переездам (готовится это сделать, к примеру, компания «Реактив» в Невском районе). Там же на выездной встрече высокую оценку получили другие удачные проекты в сфере промышленного редевелопмента.

Так, одобрения заслужил пример «Алмаз-Антея». Масштабную программу по реконструкции цехов и территории Обуховского завода, имеющего еще более глубокие исторические корни (предприятие основано в 1863 году), концерн реализует в рамках создания Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ). Десятилетний проект, в который планировалось вложить 37 млрд рублей (24,7 млрд руб. в строительство и 12,3 млрд руб. в оснащение), близок к завершению.

Значительная часть инвестиций уже приносит плоды. На обновленных площадях разместились конструкторское бюро специального назначения, Российский институт радионавигации и времени, Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры. Скоро с Петроградской стороны в Обухово переедет завод «Навигатор». Здесь же появится мощный испытательный центр, цех термической обработки и др. Программа включает также создание на обуховской площадке научно-образовательного центра СЗРЦ, медицинских и спортивных объектов.

В прошлом году этот инвестиционный проект был признан лучшим в Петербурге. По словам заместителя гендиректора СЗРЦ Ирины Волокитиной, никогда за всю свою историю Обуховский завод не обеспечивал такого производственного «взлета». Однако в нынешних экономических условиях без налоговых льгот (по налогу на недвижимость) эффективное вложение средств в модернизацию и промышленную реновацию невозможно, считает специалист.

Притяжение Металлостроя

Не только государственные, но и частные промышленные компании Петербурга успешно занимаются редевелопментом. Например, корпорация «Силовые машины», обеспечивающая две трети российского рынка энергооборудования и поставляющая продукцию в более чем 60 стран мира, тоже находится в стадии переезда. О нем рассказал депутатам глава одного из департаментов «Силовых машин» Константин Красненко.

В 2009 году компания купила земельный участок в поселке Металлострой, оценив удобные пути сообщения и логистику. Через пять лет, возведя там корпуса (22 тыс. кв. метров), ввела в строй завод по производству тихоходных турбин и другого энергооборудования. А затем вместе с японской компанией «Тошиба» построила на соседнем участке завод, выпускающий высоковольтные трансформаторы. По уровню производства в мире у него аналогов немного. Там было создано более 600 рабочих мест, объем инвестиций в совместный проект составил 12,5 млрд рублей.

Правда, на колпинскую площадку из города перевели пока еще незначительную часть мощностей. Глобальных переездов в ближайшее время не планируется, заметил руководитель департамента. Но все три петербургских предприятия компании - «Электросила», Ленинградский Металлический завод и вошедший в него Завод турбинных лопаток - рано или поздно покинут обжитые места. Там будет возводиться современное жилье.

Рассмотрев все эти проекты, депутаты и чиновники убедились, что подходить к реновации промзон нужно осторожно, сохраняя по возможности промышленное назначение освободившихся земель. Речь идет не о больших заводах, а о бизнес-инкубаторах и опытных высокотехнологичных производствах.

#генплан #реновация

Комментарии