Ростовский свет Причерноморья

В нынешнем году завершается строительство четвертого блока одного из крупнейших предприятий атомной энергетики юга России - Ростовской атомной станции (РоАЭС). Запечатлеть этот важный процесс доверили представителям ведущих региональных СМИ, пишущих об энергетике. Первой в списке была наша газета, с которой уже много лет сотрудничает Росатом. Именно поэтому корреспонденты «СПб ведомостей» побывали даже на венгерской атомной электростанции «Пакш», реконструируемой российскими атомщиками.

Ростовский свет Причерноморья | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Самый южный «атом»

В нескольких километрах от зеленого городка Волгодонска возвышаются башенные сооружения самой южной из российских атомных электростанций. В декабре этого года состоится энергопуск нового, четвертого, блока Ростовской АЭС, а в 2018-м произойдет его сдача в промышленную эксплуатацию.

Общая площадь сооружения составляет 229,3 га. Площадь внутри периметра - 76,5 га. Сейчас строительно-монтажные работы ведутся на 43 объектах пускового комплекса энергоблока. На площадке работает около 30 организаций, подрядчиков и субподрядчиков. Количество персонала, занятого на сооружении объектов, в 2017 году составляет 3684 человека.

А начиналась вся эта грандиозная стройка в далеком 1977 году. Столь значимый перерыв объясним: в 1990-м, после Чернобыльской аварии, из-за давления общественного мнения строительство Ростовской АЭС было законсервировано. На тот момент первый блок был готов на 80%.

В конце 1990-х строительство расконсервировали и работа по сооружению энергоблоков продолжилась. Первый был запущен в промышленную эксплуатацию в 2001 году, через девять лет заработал второй блок, третий - в 2015-м. Физический пуск четвертого энергоблока планируется в ноябре нынешнего года.

«Физический пуск означает загрузку ядерного топлива, - объясняет главный инженер Волгодонского филиала АО «Инжиниринговая компания «АСЭ» (входит в Росатом) Александр Галкин. - После этого последует энергетический пуск, когда реактор начнет выдавать в сеть первые киловатты энергии».

Щелчки летящих электронов

Поднявшись на отметку 36,6 метра и минуя многотонный герметичный дверной шлюз, аналогичный тем, которые устанавливаются на подводных лодках, мы входим в реакторный зал. Здесь уже завершаются пусконаладочные работы. С удивлением замечаем порхающих под куполом башни птиц.

«Пока еще можно, - улыбается наш проводник. - Но уже совсем скоро в этот зал сможет заходить максимально ограниченный круг специалистов только в исключительных случаях, предусмотренных нормативами и инструкциями. А вообще во время функционирования системы все работы на данном объекте выполняются дистанционно с помощью камер и автоматических установок».

Даже сейчас персонал, работающий в главном зале, одет в белые спецкомбинезоны без внешних пуговиц. На руках белые перчатки, являющиеся отличным индикатором пыли. А пыль эта потенциально опасна: она может содержать радиоактивные частицы. Несмотря на то что ядерное топливо на объекте пока еще отсутствует, люди должны привыкать к порядку.

На наших глазах параллельно с монтажными работами на реакторной установке происходит процесс загрузки 163 имитаторов тепловыделяющих сборок. Имитаторы полностью повторяют конструкцию сборок с ядерным топливом. Машина перегрузки топлива, похожая на толстую вертикальную трубу, осторожно берет четырехметровую кассету из бассейна выдержки и перегружает ее в корпус реактора. Она точно знает координаты каждой ячейки под тепловыделяющую сборку и устанавливает каждую кассету с миллиметровой точностью по заданной схеме загрузки.

«Это не только генеральная репетиция загрузки ядерного топлива в реактор, но и проверка реакторной установки на соответствие проектным характеристикам и требованиям безопасности, - пояснил Александр Галкин. - Работы по загрузке имитаторов ведутся круглосуточно. Загрузка топлива запланирована на ноябрь. Именно тогда мы услышим первые щелчки взлетающих электронов».

Как и реактор, топливо для него (обогащенный уран-235) - отечественного производства. Атомщики уверены, что наш зеленогорский уран лучший в мире. Благодаря модернизации 12-месячный топливный цикл продлен до 18-месячного, это очень выгодно с экономической точки зрения. Поясним, правда: речь идет не о том Зеленогорске, что некогда был Терийоками, а о том, который назывался Красноярском-45.

Машины вне политики

Окинув взглядом уникальное помещение, куда мы никогда больше не попадем, спускаемся на 15-ю отметку турбинного отделения и попадаем в машинный зал. Здесь три огромных крана монтируют турбины мощностью 1100 МВт каждая, поставщиком которых является украинское предприятие «Турбоатом».

«Несмотря на то что турбина была поставлена еще до 2014 года, события на Украине никак не повлияли на наши деловые отношения с коллегами, - рассказал начальник турбинного цеха Олег Ростов. - На сегодня завершается монтаж турбины и постановка ее на валовой поворот - то есть обеспечивается вращение турбины от постороннего источника».

Турбина состоит из четырех цилиндров (один - высокого давления, три - низкого), на ее хвосте находятся турбогенератор и возбудитель, сделанные петербургскими «Силовыми машинами».

Четвертый блок РоАЭС, так же как и предыдущие блоки, имеет три независимых контура безопасности. Несмотря на то что при грамотной эксплуатации атомные станции самый экологически чистый источник электроэнергии, вопросы экологии и сохранения здоровья людей на таких предприятиях одни из самых важных. Именно поэтому огромное внимание на АЭС уделяется технике безопасности. По всей территории станции развешана наглядная агитация на эту тему. Есть даже стена позора, на которой представлены фотографии сотрудников, которые так или иначе нарушали установленные правила.

«Бригада» карпов вышла на работу

Безусловно, всех волнует вопрос, опасны ли для здоровья дозовые нагрузки, которые получает персонал АЭС. Ответ, который получили журналисты, прост: «Не опасны!». Российские нормативы в области атомной энергетики и промышленности одни из самых жестких в мире. И если Международное агентство по атомной энергии признает безопасной для персонала ядерных объектов годовую дозу 50 мЗв, то по российским нормам предельная годовая доза для персонала АЭС составляет 20 мЗв, что эквивалентно 20 рентгеновским снимкам на устаревшем оборудовании.

Радиационная обстановка в районе РоАЭС, как и на нашей ЛАЭС, тщательно контролируется. Вокруг работающей станции устанавливается так называемая зона наблюдения, в пределах которой проводится регулярный контроль радиоактивности воздуха, осадков, почвы, воды, растений, продуктов питания и даже опавшей листвы.

По данным последних исследований, количество техногенных изотопов, выбрасываемых АЭС, составляет менее 1% от природного радиационного фона. Поэтому мнение, что собирать грибы и ягоды в районе АЭС вредно для здоровья, ни на чем не основано. Кстати, в охладительном водоеме Ростовской АЭС, который отделен от Цимлянского водохранилища мощной дамбой, благополучно живут рыбы, которых можно считать «сотрудниками» станции, так как они уничтожают избыточное развитие моллюска и не позволяют пруду зарастать водной растительностью. В первые годы программы зарыбления в охладительный водоем ежегодно запускали по 50 тонн рыбы, теперь для поддержания необходимой популяции достаточно тонны. В этом году на работу вышла «бригада» карпов.

Персонал, который работает в реакторных отделениях, пользуется рядом льгот. Люди раньше уходят на пенсию, имеют увеличенный отпуск, а также возможность пользоваться различными путевками.

Что касается электроэнергии, которая вырабатывается на Ростовской АЭС, то она расходится по территории юга России по шести линиям по 500 киловатт, одна из которых предназначена для снабжения электроэнергией Крыма.

Петербург - Волгодонск

#Волгодонск #АЭС #эксплуатация

Комментарии