Ночной костюм дворцов

Промзона на улице Коммуны притягивает взоры, как свет в окошке. В эти места проторили дорогу те, кто знает толк в современных световых решениях. У входа на производство всех встречает креативное воплощение елки - небольшая Эйфелева башня в светящихся точках гирлянды, выполненной законодателями световой моды из петербургской компании «Витрулюкс». В ее портфолио - оборудование для подсветки стадиона «Лужники», парка «Зарядье» и МГУ в Москве. Почерк наших специалистов узнаваем и в петербургских объектах - системах освещения мемориала «Невский пятачок» и Новой Голландии. А после того как в компании побывали представители «Ленсвета», проспекты, дворцы и мосты северной столицы засияют по-новому.

Ночной костюм дворцов | Вкрутить лампочку в люстру может каждый школьник. А вот поменять источник света для целого стадиона под силу только профессионалу.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Вкрутить лампочку в люстру может каждый школьник. А вот поменять источник света для целого стадиона под силу только профессионалу.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Принято считать, что нет ничего проще изготовления светильников. Но стоит перешагнуть порог завода, как обманчивое представление исчезает. Отчасти в этом заслуга Олега Круглова, руководителя отдела научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ компании «Витрулюкс»: с таким увлечением едва ли рассказывают о гениальных полотнах в «Эрмитаже». Как заправский гид, он водит гостей по просторным цехам и лабораторным залам светодиодного царства и едва успевает отвечать на вопросы, нарастающие по мере движения. Ибо здесь все не так, как везде.

Больше десяти лет назад эта компания опробовала светодиодную архитектурную подсветку, а потом одной из первых в России использовала инновационное освещение на кораблях Военно-морского флота. Оказалось, что петербургские лампы обладают самым высоким в России показателем светоотдачи - 153 люмен-ватт. Это соотношение светового потока и мощности, при котором лампа, проще говоря, светит ярче обычного, а электроэнергии потребляет вдвое меньше. Для сравнения: обычная лампа накаливания имеет 10 люмен-ватт, галогеновая - чуть больше, а всемирно известные бренды довольствуется показателем 140 люмен-ватт и показывают конкурентам спину.

Петербургские мастера света погружены в свою тему так глубоко, как если бы выпускали безумно сложные космические приборы. Это не столько рыночный, сколько академический подход: под эксклюзивный заказ ищут оригинальные решения. И если пойти по этому пути, придется охватывать полный цикл создания эксклюзива - от нестандартной концепции до изготовления шедевра светотехники.

Отметим, что в Петербурге этот вид бизнеса освоили около 200 предприятий, и каждое имеет, как говорится, свой кусок хлеба с маслом. По словам директора «Витрулюкс» Бронислава Горлинского, отрасль себя дискредитировала: накупил производные компоненты и запускай конвейер, гордо именуя свои изделия энергосберегающими инновационными световыми приборами. Такой способ производства практикуют некоторые новички «светового» бизнеса.

Крупнейшие же предприятия выпускают продукцию из собственных световодов, печатных плат и корпусов. Единственное, что приходится закупать, - японские светодиоды непревзойденного качества: нобелевский лауреат Накамура, их изобретатель, получил награду за дело.

Помимо японских светодиодов на заводе присутствует и другой импорт: работают американские станки с ЧПУ, лазерный гравировальный агрегат и другое уникальное оборудование, позволяющее делать линзы по запатентованной технологии. К сожалению, в России такие станки пока не выпускают.

Гости предприятия все как один спотыкаются о готовые светильники на переходе из одного цеха в другой. Это не стенд с образцами, а ряд собранных в одном месте изделий - импровизированная «витрина» продукции, готовой к отправке. «Мы ничего не делаем на поток, - говорят светотехники, - в ателье ведь шьют костюм для конкретного человека, учитывая его вкус и комплекцию, - так и мы».

В законченном виде светотехнику петербургского производства можно увидеть по дороге «в город». Скажем, на фасаде бизнес-центра «Бенуа» запечатлены светящиеся эскизы костюмов великого мастера. Или на автозаправках «Газпром нефти», «Лукойла», «Башнефти», каждая из которых освещена на особый манер. Индивидуальное освещение получил ЖК «Смольный». В общем списке сделанного компанией значатся около 3 тысяч объектов в России и странах Евросоюза.

Пару лет назад предприятие разработало серию эффективных (КПД до 97%) и мощных светильников для флота. Они появились благодаря лабораторному комплексу, подобного которому не имеет ни одна российская компания данного профиля. Здесь разработчики могут водить гостей часами, упоительно рассказывая о гониометре, тепловизоре, лазерных угломерах, интегрирующей сфере и других экзотических для неискушенного человека приборах, которые помогают спроектировать световые «костюмы» на любой вкус.

«Вот, смотрите, готовый светильник проверяем в камере с температурой плюс 60 градусов и смотрим, как он «дышит», - показывает Олег Круглов. - А это тестовые стенды с корабельной продукцией: ее можно опускать в воду, бить - она выдерживает любые нагрузки».

Чем труднее задача, тем охотнее берутся за нее петербургские инженеры-светотехники. Скажем, беспроводные телекоммуникационные системы - это интересно, но уже освоено. «Умный» свет нужного спектра для тепличных хозяйств - масштабно, но понятно. А вот фотобиология - тема на стыке науки и производства - притягивает своей неизведанностью.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 001 (5863) от 09.01.2017.


Комментарии