Конкуренция за бензобак

Вклад углеводородов в экономику простые петербуржцы оценивают не только по объемам экспорта нефти и газа. Нам важно, чтобы дары недр согревали нас дома и наполняли баки наших автомобилей. О последнем, собственно, и пойдет речь сегодня. Ежегодно жители и предприятия Петербурга и Ленинградской области покупают бензина и солярки на 100 млрд рублей, что сопоставимо с пятой частью бюджета северной столицы. При этом в наших регионах представлены все значимые производители, но ни одна компания не доминирует. О том, какие игроки работают на нашем топливном рынке и помогает ли высокий уровень конкуренции удерживать цены на АЗС, корреспонденту «СПб ведомостей» Виктору ЮШКОВСКОМУ рассказал руководитель отраслевой организации «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег АШИХМИН.

Конкуренция за бензобак | Петербургские нефтебазы постепенно превращаются из обычных хранилищ в центры конкуренции. <br>ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Петербургские нефтебазы постепенно превращаются из обычных хранилищ в центры конкуренции.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Первые скрипки

- Олег Борисович, чем петербургский топливный рынок выделяется на общероссийском фоне?

- На мой взгляд, он и высокотехнологичный, и один из лучших в России по уровню сервисных услуг. В этом легко убедиться, если проехать по стране и обратить внимание на состояние инфраструктуры, начиная от внешнего вида автозаправок и заканчивая технологиями, которые применяются при учете, хранении и продаже топлива. Скажу больше: еще недавно наши заправки не выдерживали сравнения с финскими, а сегодня соседи перестали быть для нас образцом.

Это произошло во многом благодаря западным компаниям, таким как Shell, BР, Neste, которые пришли на наш рынок и подняли планку на уровень, ниже которого уже нельзя опуститься. Но на Западе они почти остановились в развитии, а Петербургская топливная компания (ПТК), «Фаэтон» и другие местные операторы пошли дальше и превзошли «учителей».

Путешествуя по Западной Европе, мы видим: наши станции по многим функциональным параметрам, не говоря об эстетике, не уступают европейским, а нередко дают фору. Это современные, ориентированные на клиента заправки, где можно не просто залить бак бензином, но и получить востребованные услуги, где супероборудование и превосходный персонал. Хотя, конечно, есть станции, особенно в Ленобласти, где все осталось по-старому. Все определяет конкуренция.

- И есть компании, которые задают тон...

- В Петербурге роль первой скрипки играют «Лукойл», ПТК и «Газпром нефть», которые по числу АЗС контролируют больше половины рынка. В Ленобласти в тройку ведущих сетевых операторов входят «Киришиавтосервис», «Лукойл» и ПТК, но и небольшие местные бренды в совокупности имеют такой же вес, как любая из этих компаний.

В северной столице более половины АЗС приходится на долю независимых игроков, а в области - наоборот, под контролем крупных компаний находится 53% топливного рынка, тогда как лет десять назад розничная сеть выглядела иначе. Не изменилась только логистическая схема: доля «Киришинефтеоргсинтеза» в общей сети невысока: 5% в Петербурге и 14% в Ленобласти, хотя объем продаж высок.

Остальные поставщики - Рязань, уфимская группа заводов, Татарстан, и стоимость перевозки бензина составляет 2 - 3 тыс. рублей на тонну. Только киришский бензин доставляют в Петербург бензовозами, все остальное поступает по железной дороге и трубам.

Бренд на каждом шагу

- В Ленобласти работают 269 автозаправок, а в северной столице - 479. Это много или мало?

- Этого достаточно. О насыщенности рынка судят по очередям на заправках, а у нас их нет. Увеличилась инфраструктура, пропускная способность АЗС стала больше - выросло число колонок, каждая из которых способна отпускать топливо всех видов. Мы уже забыли, что такое дефицит. Почти все крупные компании имеют разветвленную сеть АЗС, и, если вы любите какой-то бренд, его можно встретить буквально везде. Борьба сегодня идет за качество услуг, и тут много резервов. Например, за рубежом сопутствующий бизнес обеспечивает на заправках до 60% прибыли, а у нас не больше 20%.

- Выходит, что заправочной сети уже некуда расти?

- Было время, когда в регионе появлялось по 20 - 25 станций в год. В последние годы они открываются только в строящихся жилых массивах и на новых магистралях. Отчасти это связано с кризисом - все компании свернули инвестиционные программы, направив усилия в основном на ребрендинг и модернизацию объектов. А другая причина - свободных площадок в Петербурге уже нет: остались только «проблемные», под которыми проходит, скажем, водовод высокого давления, и перенести его стоит больших денег.

В начале 2000-х рынок быстро развивался, и мы плотно работали с профильными структурами Смольного. Мы решали вопросы по выделению земельных участков, согласованию проектов и т. д. Потом пришли крупные компании, и работа ускорилась. В настоящее время петербургский рынок уже сформирован, поделен и сам же, как по учебникам, регулирует все процессы.

- Что помимо высокой степени конкуренции отличает наш рынок АЗС от других региональных?

- С Москвой сравнивать не будем, там объем продаж выше, что естественно. Наверное, везде есть специфика, но общего у регионов больше, потому что «Роснефть» и другие игроки рынка присутствуют по всей России, и у каждой компании единый стандарт по заправкам. В то же время коллеги из других регионов говорят, что в Петербурге можно научиться технологическим тонкостям — от раскладки товаров на АЗС до видеоконтроля за работой бензовозов.

В некоторых регионах, кроме того, экономят на отделке заправок. Маркетинговые кампании там идут плоховато, хотя только благодаря ребрендингу бизнес увеличивает объем продаж до 30%. Некоторые петербургские операторы - такие как ПТК, «Фаэтон», Neste - успешно применяют в бизнесе такой инструмент. Причем стараются использовать отечественное оборудование, хотя выбор пока невелик. Везти из-за границы емкости нет смысла, системы учета тоже российские, а вот колонки ставят импортные. «Чужое» бытовое оборудование, те же кофемашины, надежнее и лучше.

Гамбургеры, кофе водителям предлагают уже повсеместно. На трассах есть АЗС, где можно принять душ, постирать белье. Есть заправки с гостиницами и банкетным залом. Водителям, собирающимся пересечь границу, предлагают электронную очередь. Плюс стоянки, шиномонтаж, автомойки - это само собой...

Ее величество биржа

- С количественными характеристиками рынка все ясно. А как с качественными?

- Все заводы, в соответствии с экологическими требованиями, перешли на выпуск бензина и дизтоплива 5-го класса. Продукцию классом ниже производить можно, но реализовывать через розничную систему запрещено.

Другое дело, что контрафакт пока искоренить не получается. С бензином ситуация нормальная, а вот под видом заводского дизтоплива нередко продают безакцизное печное или маловязкое судовое. Это выгодно, и таких точек много, особенно на трассах. С наступлением морозов дальнобойщики, правда, опасаются заливать «бодяжное» горючее и заезжают на обычные АЗС. Статистика показывает: объем продаж дизтоплива там сразу вырастает чуть ли не на 20%.

Другая проблема: нефтепродуктопроводы в Ленобласти теряют колоссальное количество содержимого. Ворованное топливо смешивается с «бодяжным» и попадает на рынок, потому что система контроля остается слабой. Ростехрегулирование редко выезжает на АЗС и не использует в полном объеме даже те полномочия, что имеет.

- Оправдали ли себя продажи топлива через биржу?

- Да, это обеспечивает прозрачность сделки, приемлемые цены, его используют все НПЗ. Биржа - это удобно и быстро. Киришский завод, сориентированный почти полностью на экспорт, 10 - 15% продукции тоже должен продавать через петербургскую биржу. В нашем городе запущен пилотный проект по сбыту мелкооптовых партий нефтепродуктов: зачем вам покупать 60-тонный вагон, если столько не нужно? Совершаете сделку на бирже, проходите процедуру и в тот же день на нефтебазе «Ручьи» получаете нужный объем продукции своего поставщика. К проекту подключились нефтебазы «Транснефти».

- Есть вопросы по ценовой политике: в некоторых регионах бензин дешевле...

- По данным Росстата, на московских заправках бензин дешевле на 0,1% - это мизер, маркетинговый ход компаний, стимулирующих рост продаж. Что происходит в России? Ведущие заводы завершили модернизацию, повысили качество продукции. Больше топлива остается на внутреннем рынке - предложение превысило спрос, поэтому цены на заправках стабилизировались.

Но высоки они или нет? Сверх отпускной цены на литр бензина оператор добавляет, покрывая затраты, от 3 до 6 рублей. Все остальное - удорожание добычи сырья, налоговая составляющая (до 70%) и акцизы, которые поднимали в этом году дважды. Тот, кто думает, что на АЗС получают бешеную прибыль, ошибается. В некоторые месяцы там «по нулям», а бывает и минус.

Да, потребитель замечает: когда-то заливал бак за 500 рублей, а теперь за тысячу. Но заправки - последнее звено в цепи. Антимонопольная служба работает хорошо, правительство следит, чтобы нефтяники выполняли обязательства и не повышали резко цены на бензин. Плюс конкуренция. В положительных сдвигах, отмечу, есть вклад и Российского топливного союза, куда входит наш клуб.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (5854) от 19.12.2016.


Комментарии