«Доктор холод» лечит в сауне

Лет тридцать назад, когда о применяемом ныне во всем мире методе общей криотерапии (ОКТ) мало кто слышал, ленинградцы обосновали его перспективы и превратили в отдельное научное направление: лечение холодом. На стыке науки и производства сформировалась российская ветвь криогенного медицинского оборудования. И сейчас именно в северной столице налаживается выпуск этой инновационной техники.

«Доктор холод» лечит в сауне | ФОТО Алексея ФИЛИППОВА/ТАСС

ФОТО Алексея ФИЛИППОВА/ТАСС

Союз ума и капитала

Благодаря удачному научно-промышленному симбиозу петербургские криосауны пользуются спросом даже в странах, которые считаются лидерами в данном сегменте. Это Япония, США, Германия, Италия, Израиль и Словакия. А разработчики из Москвы и Подмосковья («Криомед», «CRYO-Шаг», «Мед-Крионика», Cryofree, «Гранд-Крио»), из Казани, Новосибирска и других регионов дышат в спину Петербургу, где облик подобных изделий определяют научно-производственная фирма (НПП) «Крион», «Крио-Лагуна», Azot Plus и др.

Лечение холодом как позитивный метод нетрадиционной медицины первыми обосновали японцы. Ревматолог Тосимо Ямагучи в начале семидесятых годов доказал, что воздействие низких температур помогает успешно бороться с ревматическим артритом. Клинические опыты подтвердили, что «доктор холод» не просто стимулирует обмен веществ и подстегивает иммунную систему, но и помогает лечить псориаз, бронхиальную астму, ожоги, переломы, целлюлит, гинекологические заболевания. Кроме того, «доктор холод» положительно влияет на эндокринные сбои в организме.

И для этого необязательно бросаться в ледяную прорубь на глазах у ошарашенных зрителей: занятия моржеванием, которые по силам не каждому, можно заменить на альтернативный способ омолаживания. Метод ОКТ основан на применении холодной смеси азота и воздуха в физиотерапии: оказавшись под таким быстродействующим газовым «душем», организм мгновенно запускает биологическую систему защиты от обморожений. То есть ведет себя как компьютер, который, реагируя на отклонения от нормы, начинает быстро тестировать жизненно важные функции, выявлять и исправлять «системные» неполадки.

Северная столица подвела под эти наблюдения научную базу. Исследования проводили сотрудники Ленинградского технологического института холодильной промышленности (ныне - Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий, входит в ИТМО). Ученые-инженеры начинали проект вместе с профессорами-медиками Юрием Губачевым и Евгением Майстрахом, вставшими во главе нового в нашей стране направления.

Рецепт успеха, который в результате тех мозговых штурмов «прописали» криотехнике в восьмидесятые годы, не изменился. Как рассказали специалисты, эти слагаемые созданного в 1992 году НПП «Крион» и отличают петербургскую «ледяную» продукцию от зарубежной: особенности конструкции, температурный режим и т. д.

На обкатку в «Комарово»

«Мы не занимались импортозамещением, поскольку и замещать было нечего, - поясняет доктор технических наук профессор Александр Баранов, завкафедрой криогенной техники «низкотемпературного» вуза. - Европейское оборудование, поступившее на наш рынок, стоило около 2 млн долларов, поэтому задача стояла не вытеснить западную технику, а создать отечественную такого же качества, но на порядок дешевле...»

Первые в России криосауны были обкатаны в Геленджике, затем в санатории «Комарово» и петербургской больнице № 32. Оборудование прошло технические, а потом и клинические испытания, после чего получило добро от Минздрава РФ и разрешение на серийное производство. Сегодня в Петербурге работают около 60 кабинетов криотерапии - больше, чем в любом другом городе России, тогда как во всей Европе, по некоторым оценкам, не больше 600. Притом что данная методика все еще относится к числу нетрадиционных.

Что же представляют собой криокабины и как их делают? Петербургский подход основан на инжиниринговой схеме, при которой в головном офисе экспериментируют, готовят опытные образцы и ведут сборку, используя созданные на стороне блоки. То есть собирают, как пазл, на небольшой площадке, находящейся на одной из промышленных баз Приморского района.

Если заглянуть туда, даже не догадаешься, чем здесь занимаются: странной формы каркасы, штабеля плотной фанеры, узлы и детали. Оказывается, фанера пользовалась спросом не только на заре самолетостроения: в криотехнике это незаменимый материал - прочный, долговечный, способный испытывать низкие температуры. В последнее время, правда, наметился переход на кабины из пластика, как за рубежом, обтянутые элегантной кожей.

Проверено на себе

Две криосауны нового поколения разработчики продемонстрировали петербургским журналистам. Принцип действия у них, впрочем, не изменился: заходишь внутрь, сняв верхнюю одежду и обувшись в войлочные «калоши». Специальный лифт поднимает на нужную высоту, и ты попадаешь в объятия ледяного облака, от горла до пят - голова остается над кабиной.

При этом температура за секунды обрушивается до минус 160 - 170 градусов, создавая нужный эффект, но уберегая от простуды, по программе, которую контролирует электроника. Режим газовых «обливаний» врачи прописывают индивидуально, учитывая возраст, вес пациента и другие его особенности. Впрочем, не сегодня завтра индивидуальные параметры будет определять электронный мозг петербургской криотехники, что повысит лечебную отдачу раза в три.

От западных образцов ее отличают система снабжения азотом (свой баллон или газовая «бочка» снаружи), принцип действия и габариты. За рубежом прижились многоместные установки, где температура опускается почти плавно, «жалея» пациентов, хотя они менее эффективны. Один из мировых лидеров криотехники - немецкий концерн Linde Gas - открыл свое подразделение в нашем городе. Активно осваивают этот вектор и поляки. А Япония, продолжая играть первую скрипку, охотно впускает на свой рынок внешних производителей.

«Любопытно, что многие в этой стране, пользуясь петербургскими криосаунами, убеждены, что это результаты труда их соотечественников, - говорит Александр Баранов. - И таможенники всегда удивляются: что это вы везете, медоборудование? Куда-куда, в Японию?»

А вот спортсмены уже и не спрашивают, что такое криокапсулы и для чего они нужны. Снять нагрузку после выступления под ледяным газом для них обычное дело. Подобные «душевые» действовали и на Всемирной летней универсиаде в Казани, и на сочинских Олимпийских играх.

#инновации #криотерапия

Комментарии