«Резиновые» рекорды
Ключевой темой выступлений петербургских чиновников в последнее время стал рекордный, как было заявлено, рост промышленности. Действительно, это похоже на правду. Еще в январе мы рассказали читателям об увеличении физического объема выпуска продукции за 2017 год в 1,8 раза городскими кожевенниками и в 1,6 раза - производителями резиновых и пластмассовых изделий. Но делать из этого далекоидущие выводы о прорыве всей петербургской индустрии пока рано. Ведь важны не проценты роста выпуска в некоторых отраслях, а роль каждой из них в городской экономике. Иными словами, надо оценить мультипликативный эффект.
Иллюстрация ronstik/shutterstock.com
Встречаем по отгрузке
Возьмем в качестве примера производителей резины, показавших более чем 50-процентный прирост выпуска товаров. Однако в структуре отгрузки продукции и оказания услуг петербургскими предприятиями за январь - декабрь 2017-го мастера резиново-пластмассовых дел не вошли даже в десятку с показателем 41,5 миллиарда рублей.
По данным Петростата, форвардная отрасль обрабатывающих отраслей петербургской экономики - нефтепереработка - показала отгрузку на сумму 890 миллиардов рублей (прирост за год - 13,1%). К сожалению, мы не можем отразить динамику физических объемов выпуска продукции нефтехимиками - по-видимому, в северной столице работает лишь один НПЗ, а это значит, что статданные по нему идут под грифом «К» (коммерческая тайна).
Идем дальше. Петербургские автозаводы отгрузили клиентам продукции на 364,5 млрд рублей, что на 39% больше, чем в 2016-м. В данном случае автопром показал себя практически идеальным примером, когда экономический вес отрасли сочетается с высокими темпами роста.
А вот у городского пищепрома, отгрузившего за 2017 год продукции на 198,6 млрд рублей, прирост составил лишь 3,5%. Аналогичная ситуация - у петербургских энергетиков: отгрузка продукции и оказание услуг у них в 2017-м были на высоте (180,6 млрд руб.), а вот динамика - на «двоечку» (+1,9% за год).
На пятом месте нашего мини-рейтинга - металлисты северной столицы, отгрузившие продукции и оказавшие услуг на 126,1 млрд рублей (рост на 7,8%). Зато на шестом - парадоксальный пример - производители электроники и оптики. Показав отгрузку 125,9 миллиарда рублей, компьютерщики умудрились не увеличить, а снизить годовой показатель на 2%.
Седьмую строчку нашего перечня заняли машиностроители с отгрузкой на сумму 119,5 млрд рублей, показав прирост 19,5%. Еще один идеальный пример хорошо развивающейся и внушительной отрасли петербургской экономики. На восьмом месте по отгрузке - металлурги (82,7 млрд рублей, прирост - 9,7%).
Девятое и десятое места заняли «двоечники» - мощные отрасли с отрицательной динамикой продукции и оказания услуг. Речь идет о производителях оборудования (74,7 млрд руб.) и табачных изделий (73,2 миллиарда рублей). Отгрузка у них за 2017-й сократилась на 11,4 и 23,2%, соответственно.
Без особых прорех
В целом по Петербургу ситуация в индустрии спокойная - без особых прорывов, но и без прорех. Судя по приведенным данным, говорить о рекордах всей индустрии северной столицы рано, да и не нужно. Гонка за показателями в стиле «догнать и перегнать Америку» потребует от промышленников таких сумм на модернизацию основных фондов, о которых они сейчас даже не мечтают. Петербург априори крупнейший и мультиотраслевой промышленный центр.
Что касается роста, то заводы и фабрики северной столицы вряд ли смогут регулярно демонстрировать показатели, намного превышающие общероссийские. Все-таки инфляция, дефицит финансовых ресурсов, нехватка кадров, а кое-где и технологическое отставание от внутренних и внешних конкурентов примерно одинаково влияют на работу как в Петербурге, так и в Красноярске.
И все же преимущества у промышленности северной столицы перед другими индустриальными центрами страны есть. Первое: кадровое разнообразие. В нашем городе собраны специалисты практически всех требуемых промышленности специальностей. Подобной «роскоши» нет у других городов-миллионников, не считая разве что Москвы.
Но сам по себе диверсифицированный рынок труда еще не гарант формирования в Петербурге весомого человеческого капитала. В этот, на первый взгляд абстрактный, термин входят компетенции (знания, умения, наличие профильного образования) специалистов и стимулы роста их квалификации.
И вот тут-то мы упираемся в реальные возможности и потенциальные желания работодателей. Все хотят получить молодых, но уже подготовленных инженеров, техников и рабочих. Однако готовить их на своей базе желают не все, предпочитая направлять молодежь в государственные колледжи и вузы.
Формат втузов (высших технических учебных заведений), ранее весьма распространенных при крупных оборонных заводах, ныне почти упразднен. Если раньше студенты втузов были тесно связаны с предприятиями и верфями, регулярно проходили там практику, то сейчас возможность «постоять у станка» обеспечивают далеко не все заводы и верфи.
Второе преимущество, имеющееся только у Петербурга, - географическое положение. Роль «ворот в Европу» дает нашей промышленности шанс быстрее конкурентов получить и освоить современное импортное оборудование. Увы, без него пока нельзя - станкостроение северной столицы еще только поднимается после долгих лет забвения.
По данным Петростата, в январе - сентябре 2017 года (на сегодня это самые свежие данные) машины и оборудование составили 47,5% всего петербургского импорта. Сочетание человеческого капитала и возможности получать технологии и оборудование при наличии финансовых ресурсов рано или поздно даст потрясающий эффект становления в Петербурге новых отраслей экономики - выпуска промышленной и научной робототехники, оборудования для виртуальной и дополненной реальности, современного крупноблочного судостроения, снижающего затраты на постройку судов ледового класса.
Дело за малым - найти источник финансирования и светлые головы, способные с нуля поднять целую отрасль, как это произошло в Петербурге на примере автокластера.
Комментарии