Звон во все колокола. Выставка в Петропавловке рассказывает о карильоне

На Соборной площади Петропавловской крепости начала работу стендовая выставка, которая рассказывает о редком колокольном музыкальном инструменте — карильоне. Проект посвящен 350‑летию со дня рождения Петра I, который три века назад привез в Россию первый карильон, установил его на колокольне Петропавловского собора и заложил основу отечественной светской колокольной музыки.

Звон во все колокола. Выставка в Петропавловке рассказывает о карильоне | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В честь этого события состоялся небольшой специальный концерт. Йозеф Хаазен, знаменитый бельгийский музыкант, почетный карильонист Петербурга, и его ученица Олеся Ростовская импровизировали в четыре руки, а потом по очереди исполняли русские народные и советские песни в переложении для карильона. В финале прозвучал «Вечерний звон» Александра Алябьева, самая колокольная русская песня.

Обычно карильон звучит над Соборной площадью во время воскресных концертов и в дни ежегодных летних фестивалей «Музыка над городом», которые проводятся в Петербурге с 2001 года. Именно тогда на колокольне Петропавловского собора был установлен новый карильон.

Концерт двух карильонистов заставил вспомнить сравнительно недавнюю историю. Во времена перестройки Хаазен впервые приехал в Петербург. Не на гастроли, как известный музыкант, а как обычный турист. Увидев колокольню Петропавловского собора, поинтересовался у руководства Музея истории Петербурга, существует ли там карильон. Хаазену показали колокола XVIII века, которые служили в карильоне, разобранном «за ветхостью» еще в 1840 году. И тогда музыкант, уроженец Фландрии — родины карильонов, играющий на редком инструменте с 13 лет (сейчас его исполнительский стаж 65 лет), загорелся мечтой возродить в Северной столице колокольные концерты. На воплощение мечты потребовалось 10 лет. Хаазен лично нашел по всему свету более 350 меценатов, которые вложились в отливку 51 колокола и создание необходимых механизмов. Петербургский карильон — один из самых больших в мире. Общий вес инструмента — 25 тонн. Колокола собраны в четыре октавы. Самый большой — диаметром 1,7 метра — имеет вес более трех тонн. Самый маленький — диаметром 19 см весит всего 10 кг.

Петропавловская5_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Первое выступление Хаазена на новом карильоне состоялось 15 сентября 2001 года. С тех пор он является непременным участником концертов и фестивалей не только в Петербурге, но и в других городах России. Элегантный, подтянутый музыкант легко поднимается к своему инструменту на высоту 27 метров (108 ступенек). «Я отношусь к карильону Петропавловского собора как к своему ребенку. И меня радует, что он здоров. С площадки, где находится карильон, открывается самая красивая панорама Петербурга», — говорит Хаазен.

В 2006 году в СПбГУ была соз­дана кафедра органа, клавесина. Хаазен является ее профессором с первого дня. Как обучают будущих карильонистов, рассказано на одном из стендов выставки. Но об этом — в финале. Сначала о том, чем карильон отличается от курантов. «В нем должно быть не менее 23 колоколов, специальные ручная и ножная клавиатуры, а главное — человек, живой исполнитель, — поясняет Ростовская, выступившая куратором выставки. — Механика настраивается так, что она не требует от музыканта больших физических усилий. Только скорости и точности. И тогда карильон отвечает мелодичным пением и долгим отзвуком».

По словам куратора, выставка построена как ответы на самые часто встречающиеся вопросы о карильоне. Первый в Петербурге инструмент, состоявший из 35 колоколов, был привезен Петром I из Нидерландов. В одном из архивных документов от 1725 года говорится: «…в канцелярии от строений учинен контракт со иноземцем, колокольным игральным музыкантом Яганом Крестьяном Ферстером, быть в службе Ея И. В. на три года, в Санктпитербурхской крепости у играния в колокола на шпице Петропавловском. А буде попортится — починивать ему в вышеописанные три года. А жалование ему давать по триста рублев в год, да квартиру, да дрова и свечи казенныя. А в ту свою бытность выучить ему на колоколах играть, что на помянутом шпице, российских людей из малолетних шесть человек, в сущую твердость, за вышеописанное жалование». Малолетними считались юноши 15 – 16 лет. Ферстер учил их играть «по ноте» на клавиатуре и педалях, а также чинить колокольный механизм.

Петропавловская4_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Первый карильон погиб в 1756 году при пожаре от удара в шпиль молнии. Второй был установлен во времена Екатерины II. Часть колоколов этого инструмента до сих пор служат на курантах Петропавловского собора.

Сейчас в России действуют четыре карильона. Кроме «петропавловского» еще один петербургский установлен в 2005 году в ГМЗ «Петергоф». Белгородской филармонии принадлежит единственный мобильный инструмент. Он был собран в 2012 году на специальном карильономобиле. Но может сниматься, чтобы играть в зале во время концертов с оркестром. В 2022 году в подмосковном парке «Патриот» в верхней части триумфальной арки установлен карильон, состоящий из 78 колоколов. Этот инструмент — полностью российского производства.

Теперь про обучение карильонистов в СПбГУ. Сначала надо поступить на кафедру органа, клавесина и карильона. И хорошо учиться игре на первых двух инструментах. Тогда допустят к колоколам. Лучших — в Петропавловский собор.

#музыка #выставка #музыкальные инструменты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7276) от 14.10.2022 под заголовком «Звон во все колокола».


Комментарии