Звезда по имени Цой. В «Севкабеле» открылась выставка «Виктор Цой. Легенда»

Чтобы стать легендой, недостаточно красоты и таланта. Нужно что‑то еще. Но что же? Удача оказаться в нужное время в нужном месте? Попасть в нерв времени? Жить ярко? Умереть молодым? Ответы на эти вопросы можно поискать на выставке (12+).

Звезда по имени Цой. В «Севкабеле» открылась выставка «Виктор Цой. Легенда» | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Выставка — проект бюро Агнии Стерлиговой и Александра Кармаева. Как и другая их работа, выставка «Балабанов», показанная два года назад здесь же, в «Севкабеле», это выставка-байопик. То есть биография, рассказанная с помощью тысячи мелочей, сопровождающих жизнь каждого человека. Весь этот шлейф из бумаг, фотографий, одежды, личных вещей и пыли, остающийся от жизни простых смертных, интересен лишь их близким. Или — не интересен, и тогда все эти приметы угасшей жизни выносят на помойку. Зато любая мелочь, связанная с жизнью звезды, ценится на вес золота (о чем свидетельствуют цены на аукционах).

На выставке «Виктор Цой. Легенда» — 300 предметов. Они распределены по 13 залам не хронологически — по темам. Из них, как пазл, собирается его короткая и яркая жизнь. Конечно, здесь много фотографий — еще доцифровой эпохи. Знаменитый дом с башней у парка Победы — образец сталинского ампира, похожий на сказочный замок. Здесь прошли детские годы Виктора. А вот жилище попроще — дом-корабль в Ульянке, у станции мет­ро «Проспект Ветеранов», где находилась квартира его первой жены. Пара растила здесь сына Александра. Из этого периода — знаменитая фотография Дмитрия ­Конрадта: Виктор гуляет с собакой, скотч-терьером Биллом. При этом одет, как денди — в моднейший плащ-тренчкот. Такие плащи носят в старых черно-белых фильмах романтические герои, храбро противостоящие ударам судьбы, а еще — детективы.

Стилю Виктора Цоя посвящен отдельный зал. В витринах — несколько его образов. Джинсы, короткие куртки, преобладание черного цвета. Записная книжка с телефонами друзей и знакомых открыта на странице с буквой «К». Среди имен — «Костя (стр. юн.)». Это петербургский модель­ер Костя Гончаров, у которого был на Австрийской площади модный дом «Строгий юноша» и который одно время одевал Цоя и музыкантов группы «Кино». Его моделей здесь нет. Но известно, что Костя сделал для Виктора несколько черных рубашек с прозрачными карманами, в которых были, например, оловянные солдатики. Точно уловил образ, создаваемый Виктором на сцене, — мрачный романтик, рыцарь-монах, последний самурай… Запрос на романтического героя присутствует в обществе всегда. Невозмутимый, спокойный и какой‑то очень надежный Цой с его простыми мелодиями и простыми на первый взгляд, но похожими на магические заклинания текс­тами был ответом на эти общест­венные ожидания. Судя по тому, что интерес к нему не спадает, созданный им образ востребован и сегодня.

По фотографиям, плакатам и видеороликам можно проследить, как менялся Цой. Как стремительно перевоплощался из обычного подростка, учащегося ПТУ, в утонченного восточного красавца, принца с кошачьей пластикой, четко вылепленными скулами… В рок-звезду, завораживающую стадионы низким, глуховатым, будто потусторонним голосом.

Выставка, как это сейчас модно, иммерсивная. То есть на посетителя воздействуют не только визуально. Вам выдают аудиогид, стилизованный под магнитофонные бобины, бывшие в ходу в 1980‑е годы. И вы бродите по залам, слушая воспоминания современников и песни Виктора Цоя. Многие пританцовывают. Есть тут и зал-ка­раоке, где можно попробовать самому спеть песни Виктора. Почувствовать себя рок-звездой.

А в зале «Камчатка», воссоздающем кочегарку, где работал одно время Цой, к погружению подключены и запахи. Организаторы с гордостью рассказали, что парфюмер Елизавета Томилова воссоздала запах угля и добавила немного «аромата» кошачьей мочи. В кочегарке жили кошки. Аромат я не почувствовала, но зал произвел тягостное впечатление — горы черного угля, в которые воткнуты гитары, огнедышащая печь, мрак… В 1980‑е годы нельзя было не работать, «бездельникам» грозила статья за тунеядство. А работа в кочегарке с ее режимом сутки через трое оставляла время для творчества. В «Камчатке» пели, играли и снимали фильм «Рок». В 2007 году котельную хотели снести, но ее удалось отстоять. Впрочем, Виктор проработал там недолго. Среди архивных документов — заявление с просьбой уволить по собственному желанию. И резолюция старшего кочегара: «Не возражаю».

Художественному творчеству певца отведен отдельный зал, который организаторы называют «выставкой в выставке». Здесь впервые публике представили самое полное собрание картин Виктора Цоя — 76. От ученических портретов и натюрмортов, старательно выполненных в реалистической манере во время учебы в училище им. Серова (ныне — Рериха), до психоделических работ и «петроглифов» в духе Жан-Мишеля Баския.

Один из залов посвящен фильму, который так и не был снят. В конце 1980‑х американский писатель-фантаст Уильям Гибсон работал с режиссером Рашидом Нугмановым («Игла») над сценарием фильма «Цитадель смерти», главную роль в котором должен был исполнить Виктор Цой. Сюжет «Цитадели» был написан специально под Цоя как продолжение приключений Моро из «Иглы» в футуристическом Ленинграде 1990‑х. Съемки были намечены на сентябрь 1990 года, но после трагической гибели Виктора Цоя проект был закрыт.

«Под утро 15 августа 1990 года мне приснился сон, — вспоминает Рашид Нугманов, режиссер фильма «Игла». — Я беру трубку, там голос Виктора: «Привет! Я в Алма-­Ате». — «Что ты там делаешь?» — «Собираюсь сниматься в кино». — «Постой, мы же с тобой собирались делать фильм». — «Не могу сейчас говорить, меня везут в гос­тиницу…» Выхожу на улицу, жду его. Подъезжает машина, там сидят какие‑то угрюмые, страшные люди. А Цой мне очень печально говорит: «Оказалось, что я подписал контракт и уже не могу отказаться. Я не хочу сниматься в этом фильме, но вынужден». И дверца захлопывается. А потом я узнал об аварии… И мне стало ясно, что это за контракт…».

Перстень в виде кошачьей головы, треснувший при ударе во время аварии, и кассета, которую он слушал в своей последней поездке, напоминают о случившейся в августе 1990 года трагедии. Больше ничего. Ведь каждый знает: «Цой жив!».

Читайте также:

В Музейно-выставочном центре РОСФОТО представлен проект «Европейская фотография 1950 – 1960‑х годов»

В Музее Достоевского работает выставка серии иллюстраций Михаила Бычкова к роману «Преступление и наказание»


#выставка #Севкабель порт #Виктор Цой

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (7777) от 24.10.2024 под заголовком «Звезда по имени Цой».


Комментарии