2Vtzqv4Hz9U

В Музее Достоевского работает выставка серии иллюстраций Михаила Бычкова к роману «Преступление и наказание»

20 оригинальных рисунков темперой, акварелью и тушью стали основой нового издания знаменитого произведения самого петербургского писателя.

В Музее Достоевского работает выставка серии иллюстраций Михаила Бычкова к роману «Преступление и наказание» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Художник оформил и проиллюстрировал более ста книг, среди них произведения Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова, многочисленные детские издания. К творчеству Достоевского Бычков обращался несколько раз: им были созданы иллюстрации к рассказам «Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже» и «Чужая жена и муж под кроватью». В 2021 году к 200‑летию со дня рождения писателя Бычков создал серию эскизов для оформления новой литературной экспозиции Музея Достоевского: «Сенная площадь», «Наводнение», «Полицейская будка», «Тюремная карета», три изображения с фигурами братьев Карамазовых и другие. «Тогда, оставив все дела, за четыре дня прочитал роман «Братья Карамазовы», — вспоминает художник.

Теперь — новое обращение к Достоевскому. Как рассказал Михаил Бычков «Санкт-Петербургским ведомостям», сначала были воспоминания о первом прочтении «Преступления и наказания» в юности, крутилась мысль о создании иллюстраций, он стал перечитывать роман и «как‑то очень завелся».

Художник начал работать и вскоре предложил идею книги издательству, с которым давно сотрудничает. Редакторы согласились, не видя ни одного рисунка. Бычков поясняет, как он работал. Сначала создал сценарий, держа в голове весь роман от первой фразы: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время…» до финального абзаца: «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека…», выстраивая замыслы отдельных иллюстраций. Однако в ходе работы сценарий менялся, одни иллюстрации отклонялись, появлялись другие. «Некоторые мне приснились, чего ранее со мной не происходило. Тогда утром ехал в мастерскую и рисовал», — рассказывает Бычков.

И признается, что работа оказалась очень трудной, дважды художник был близок к тому, чтобы все бросить. «Иллюстрировать Достоевского — значит попытаться встать на один уровень с великим писателем. Нужны ли ему иллюстрации?» — размышляет Бычков. Были и психологические причины: работа над иллюстрациями к трагическому роману требовала пауз: «Я лечился от Достоевского Пушкиным. Днем читал «Преступление и наказание», а вечером открывал том поэта на любой странице».

В итоге восьмимесячного напряженного труда появились 20 иллюстраций. Оригиналы представлены на выставке, все изображения вошли в новое издание романа Достоевского. По желанию Бычкова, к рисункам нет этикеток. Но даже поверхностно знакомые с содержанием романа легко найдут в них сюжеты: «Раскольников в каморке», «Соня Мармеладова», «Сенная площадь»…

Другие сюжеты не очевидны. Одна из первых посетительниц выставки, посмотрев иллюстрации Бычкова, заметила, что идет домой перечитывать «Преступление и наказание».

И все же: нужны ли иллюстрации в книгах для взрослых? Бычков говорит, что есть практический ответ — воля издателя. И есть ответ творческий: желание художника показать собственный взгляд на произведение, на реалии того времени, в котором развивается действие. Именно творческого метода придерживался Бычков.

Выставка работает по 30 октября.

Возрастное ограничение 16+

Читайте также:

В залах Петербургского союза художников открылась мемориальная выставка Александра Немакина (1959 – 2024)

Ангелы небесные и земные. В Музее истории религии открылась уникальная выставка


#выставка #музей Достоевского #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (7774) от 20.10.2024 под заголовком «Перечитывая заново».


Комментарии