Знаменитая ленинградка. Сегодня в Петербурге звучит Седьмая симфония Шостаковича

Минувшей ночью под звуки этой музыки поднялись крылья Дворцового моста. А в 21.30 на Стрелке Васильевского острова Седьмую («Ленинградскую») симфонию исполнит Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета.

Знаменитая ленинградка. Сегодня в Петербурге звучит Седьмая симфония Шостаковича | Репродукция Николая НАУМЕНКОВА/ТАСС

Репродукция Николая НАУМЕНКОВА/ТАСС

Победа добра и человечности

Состоявшийся 9 августа 1942 года концерт стал олицетворением силы духа непокоренного Ленинграда. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу — Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию. Дмитрий Шостакович», — говорилось в эпиграфе к программе концерта.

В тот день, со слов Ольги Берггольц, огромная эстрада Филармонии была тесно заполнена: за пультами сидел сводный городской оркестр. В его составе были и музыканты радиокомитета, и исполнители в армейских гимнастерках и флотских бушлатах — здесь сидели защитники Ленинграда, готовые, как и в предыдущие дни, в любое мгновение отдать жизнь за родной город, за Родину, за народ. «За дирижерский пульт встал Карл Ильич Элиасберг, — вспоминала поэтесса. — Он был во фраке, в самом настоящем фраке, как и полагается дирижеру, и фрак висел на нем, как на вешалке, — так исхудал он за зиму… Мгновение полной тишины, и вот — началась музыка. И мы с первых тактов узнали в ней себя и весь свой путь, всю уже тогда легендарную эпопею Ленинграда…».

В музее «А музы не молчали…» хранится рукопись стихотворения ленинградской поэтессы Елены Вечтомовой, написанного вечером того же дня. Там были и такие строки: «В симфонии — войны знамена, // Народа голос, взрывов град. // Их слышал город непреклонный, // Наш действующий Ленинград…».

Все, кто в тот вечер слушал симфонию, понимали и чувствовали это. Дмитрий Шостакович как раз и мечтал о том, чтобы его произведение непременно прозвучало именно в не покоренном врагом Ленинграде.

Голос композитора можно будет услышать сегодня на выставке, открывающейся в Мемориальном музее обороны. По словам научного сотрудника Юлии Буяновой, экспозиция выглядит как своеобразный аудиовизуальный спектакль, составленный из писем композитора, воспоминаний исполнителей, свидетелей того события. А «актерами» выступают исторические реликвии, связанные с первым исполнением симфонии. Среди них — впервые представленный широкой публике гобой Евсея Шаха.

Инструмент дореволюционный, родственники передали его в музей несколько лет назад, — поясняет Буянова. — Они предоставили нам и несколько фотографий Евсея Леонтьевича, причем на одной из них запечатлена репетиция 1942 года в Филармонии, а на обороте — пожелания музыканту от участников оркестра, оставленные уже после войны…

Кстати, интересная деталь: многие участники сводного оркестра, исполнившего симфонию, были отмечены медалью «За оборону Ленинграда». Наградные документы выложены на интернет-портале «Архивы Санкт-Петербурга», однако исполнение Седьмой симфонии в них не упоминается. Везде значится: за службу в МПВО и участие в возведении оборонительных сооружений вокруг Ленинграда.

Как правило, когда речь идет об исполнении Седьмой симфонии, говорят о Шостаковиче, Элиасберге, — говорит Буянова, — и это, конечно же, совершенно справедливо, но личности рядовых исполнителей зачастую оказываются в тени. Мне кажется, сегодня особенно важно вспомнить и их. Это были самые простые ленинградцы — патриоты нашего города. Евсей Шах — один из них. Кстати, после войны он долгие годы преподавал в музыкальной школе Выборгского района.

Карл Элиасберг впоследствии вспоминал: «Не мне судить об успехе того памятного концерта. Скажу только, что с таким воодушевлением мы не играли еще никогда… И когда переполненный зал взорвался аплодисментами, мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде, что самая жестокая из всех войн, когда‑либо бушевавших на планете, уже позади, что силы разума, добра и человечности победили»…

Запись в летной книжке

Событие известное, однако есть немало нюансов и деталей, требующих дополнительного изучения, — считает сотрудник музея «А музы не молчали…» Вячеслав Кокин. — К примеру, когда именно партитура Седьмой симфонии была доставлена в осажденный Ленинград?

Исследователи обычно ссылаются на сообщение в «Ленинградской правде» от 2 июля 1942 года. В нем же сказано, что «публичное исполнение» симфонии в Большом зале Филармонии «намечено в середине июля».

Однако подготовить исполнение симфонии за месяц не очень реально.

Подробности пытался выяснить исследователь истории авиации Владимир Король. Ему удалось установить, что ноты доставил в осажденный город экипаж самолета под командованием майора Василия Литвинова, причем отметка о рейсе Ленинград — Куйбышев — Ленинград появилась в его летной книжке еще в мае 1942 года. По воспоминаниям летчика, особенно опасный отрезок пути над Ладогой самолет прошел на бреющем полете, едва ли не касаясь винтами волн озера. В Ленинграде экипаж совершил посадку на аэродроме «Сосновка».

Спустя сорок лет, в сентябре 1982 года, Василий Литвинов, удостоенный восьми орденов и пяти медалей, был приглашен в Ленинград по случаю 40‑летия исполнения Седьмой симфонии. На торжественной встрече присутствовали бывшие бойцы-артиллеристы, которые тогда, 9 августа 1942 года, по приказу командующего Ленфронтом Леонида Говорова сделали все возможное, чтобы ни один вражеский снаряд не упал на город.

Вокруг контрбатарейной операции «Шквал», о которой нередко можно встретить упоминание в литературе, тоже много неясного, поскольку исследователи до сих пор не нашли подтверждающих ее документов, — говорит Кокин. — Хотя действительно, по воспоминаниям ленинградцев, и в день исполнения симфонии, и накануне вражеских артобстрелов в центральной части города не было…

Ленинградцы называли 9 августа 1942 года «днем Победы среди вой­ны». Конечно, это чистое совпадение, но в памятном календаре нашего города есть еще одна дата — 9 августа 1944 года, день окончания Ленинградской битвы. И хотя между этими событиями — два года, да и вторая дата достаточно условная, в этой перекличке, несомненно, есть символическое значение.

Очки, пюпитр и дирижерская палочка

Сегодня же в Большом зале Филармонии представят проект «Партитура памяти»: Седьмую симфонию исполнит Академический симфонический оркестр под управлением Николая Алексеева, созданию этого произведения и его мемориальному значению будут посвящены выставка и всероссийская научная конференция.

Проект вписан в традицию памяти о блокадной премьере — одной из важнейших страниц истории Ленинградской филармонии, — рассказал на пресс-конференции заместитель художественного руководителя Евгений Петровский. — Эта традиция зародилась в двадцатилетнюю годовщину снятия блокады с концерта, прошедшего 27 января 1964 года. Вот передо мной программа, выпущенная к тому концерту. На ее обороте — список музыкантов, где выделены те, которые участвовали в блокадной премьере…

Николай Алексеев, руководитель Академического симфонического оркестра, пообещал на пресс-конференции, что исполнение будет «максимально аутентичным». Дирижер изучил все три сохранившиеся партитуры симфонии, по которым проходили в разных городах первые исполнения в памятном 1942‑м. Две из них будут представлены на выставке в фойе Чайковского, которая сегодня откроется на один день (а возобновится 25 сентября, когда начнется новый сезон в Филармонии, и продлится до 20 октября).

Одна из партитур, самая первая, приехала из Москвы, из Российского национального музея музыки. Это та самая партитура, о которой писала Анна Ахматова:

А за мною, тайной сверкая
И назвавши себя «Седьмая»,
На неслыханный мчалась пир…
Притворившись нотной тетрадкой,
Знаменитая ленинградка
Возвращалась в родной эфир.

Партитура, четыре нотные тетрадки — те самые, что в осажденный город чудом доставил летчик Литвинов.

Эта партитура никогда не покидала стены нашего музея, куда ее передал сам Дмитрий Дмитриевич в 1943 году, — рассказал директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов. — Впоследствии Седьмую симфонию исполняли уже по копиям.

Еще одна историческая партитура Седьмой симфонии предоставлена на выставку петербургским Музеем театрального и музыкального искусства. Это рабочая партитура дирижера Евгения Мравинского с его пометками. По ней он дирижировал оркестром филармонии в Новосибирске на концерте 9 июля 1942 года. Много лет спустя на одном из листов появилась надпись синими чернилами, сделанная рукой Шостаковича: «на память о 21 февраля 1953 г.». Партитура поступила в Музей театрального и музыкального искусства в составе нотного собрания Евгения Мравинского как дар от его вдовы Александры Вавилиной.

Также музей показывает несколько мемориальных вещей, принадлежавших Карлу Элиасбергу: его очки (в золотой оправе, с круглыми стеклами, «интеллигентские») и футляр, камертон, пюпитр, дирижерскую палочку.

Исполнение Седьмой симфонии 9 августа 1942 года транслировалось по радио и громкоговорителям городской сети. В экспозиции можно увидеть репродуктор, созданный на Ленинградском телефонно-телеграфном заводе им. А. А. Кулакова в 1928 году.

Как рассказала Юлия Кантор, замдиректора Санкт-Петербургского института истории РАН, куратор проекта «Партитура памяти», будущая выставка пополнялась экспонатами еще при подготовке. Так, внук барабанщика Жавдета Айдарова передал письма деда. Музыкант был спасен Карлом Элиасбергом, когда его, впавшего от голода в кому, сочли умершим и унесли в подвал Дома радио. Элиасберг пришел с ним проститься и увидел, как у Жавдета дернулись пальцы. Элиасберг поднял его наверх и так спас ему жизнь. А 9 августа 1942 года Жавдет Айдаров вышел на сцену…

Кстати 

В концертной программе «Ленинградская симфония на берегах Невы» примут участие Константин Хабенский, Светлана Крючкова, Алексей Гуськов, Евгений Ткачук… Их выступление на фоне невской акватории будет сопровождать световое и визуальное шоу. Трансляцию концерта можно будет увидеть в 23.45 на телеканалах «Россия-1», «Россия — Культура» и онлайн-платформе «Смотрим». 13 августа в 20.00 Седьмая симфония прозвучит в исполнении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра на площади Победы, возле монумента Героическим защитникам Ленинграда. Вход свободный.


#симфония #Шостакович #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (7228) от 09.08.2022 под заголовком «Знаменитая ленинградка».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?