Жизнь и свет – одно. Поэт Александр Кушнер отмечает 85-летие
Сегодня петербургскому поэту Александру Кушнеру исполняется 85 лет.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Одно, что мы с годами
Должны светлеть,
а тьма на нет
Должна сходить пред нами...
Светлый человек, он с годами стал еще светлее.
Александр Семенович пришел в литературу в 1960-е годы. Поколение было блистательное – Бродский, Горбовский, Глеб Семенов, Евгений Рейн, Виктор Соснора... Сегодня, увы, многих уже нет в живых.
Помнится, на встрече с журналистами в канун 80-летия Кушнер сетовал, что среди русских поэтов мало кто дожил до почтенного возраста. Разве что Петр Вяземский, умерший в 87.
А сколько тех, кто умер не своей смертью. Убиты на дуэли Пушкин и Лермонтов, расстрелян Гумилев, замучен в лагере Мандельштам, покончили с собой, не в силах выносить эту жизнь, Маяковский, Есенин, Марина Цветаева... Всем им Кушнер посвятил книгу «О поэтах и поэзии», которая вышла в 2018 году. Статьи о Пушкине и Блоке, Иннокентии Анненском и Анне Ахматовой, Пастернаке и Мандельштаме и других поэтах, любимых автором, связаны со стихами, им посвященными.
– Меня часто спрашивали и спрашивают, для кого я пишу. И раньше я не знал, что ответить на этот вопрос. А потом понял: для своих предшественников, – говорил поэт на презентации книги в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Одна из важнейших тем его поэзии – Петербург. Город, любимый настолько, что в нем можно «и в горе прожить». Город, существующий в двух измерениях – реальном и мистическом, где рядом текут «Пряжка, Карповка, Смоленка, Стикс, Коцит и Ахеронт»...
«Нет, я все-таки хотел бы родиться, как родился. В этом городе, в этой стране, в этом году – 1936-м», – сказал Александр Кушнер однажды. Та же тема звучит в его стихах, которые знают, пожалуй, все:
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять...
Комментарии