Петербургский писатель Лев Наумов выпустил роман «Пловец снов»

Да не введет вас в заблуждение название, каламбурно отсылающее к известному в свое время фильму «Ловец снов» по одноименной вещи Стивена Кинга. В новом романе петербургского писателя Льва Наумова «Пловец снов» нет ни инопланетян, ни симпатичных парней с паранормальными способностями, ни монструозных существ, способных погубить человечество.

Петербургский писатель Лев Наумов выпустил роман «Пловец снов» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

В центре повествования – Георгий Горенов, довольно успешный производитель чтива для нетребовательной публики, который вдруг в один прекрасный день понимает, что не хочет быть столбовою дворянкой, а хочет быть владычицей морскою. Он только что поставил точку в «книге G», как он ее называет, которую считает своей лучшей работой, и хочет явить ее городу и миру. Но заветное сочинение Горенова не нужно никому, главный редактор издательства даже знакомиться с рукописью не планирует, ожидая от своего любимого (во всех смыслах) автора очередного детектива-бестселлера.

Как и в жизни, не совсем понятно, является ли именно это триггером катастрофических изменений в герое или повлияли еще и другие порождающие стресс события: выяснение отношений с женой, сложный период в жизни дочери-студентки, новая любовь, появление старого друга, который тоже вдруг оказывается писателем, и, судя по всему, неплохим, неловкие знаки внимания со стороны дамы-редактора...

В общем, герой наш, обидевшись на весь мир, сам становится персонажем остросюжетного повествования: он съезжает с катушек и принимается мстить миру за то, что тот перестал читать качественную литературу. Герой изобретательно убивает горожан методом случайной выборки.

Понятно, что Лев Наумов тут вступает в диалог с автором другого произведения про идейного убийцу, и довольно любопытно наблюдать, как выглядит в этом романе Порфирий Петрович, когда именно он скажет своему клиенту «Вы и убили-с», какая неожиданность нарушит логичный план душегуба с фантазией и т. д.

Надо, конечно, отдать должное авторскому бесстрашию Льва Наумова. Он ведь сконструировал персонажа, которого, может, и понимаешь, как Раскольникова, но которому не сочувствуешь, не сопереживаешь, с ним себя не идентифицируешь. И тем не менее не теряешь интереса к тексту.

Надо сказать, что Лев Наумов, защитивший диссертацию по математике и написавший несколько обстоятельных филологических и культурологических работ, ответственно и обстоятельно подошел к изготовлению романа. Герои тщательно прописаны, им придуманы биографии, мотивировка поступков. Место действия – Петербург, и это всем известный (в том числе по текстам предшественников) и какой-то совершенно новый город. Композиция выстроена – не подкопаешься.

Единственное, в чем я рискнул бы автора упрекнуть, так это в том, что шедевр Горенова (или, если угодно, «шедевр») так и останется за рамками текста. Если уж сочиняешь про литератора, так ознакомь нас с его произведениями (см. «Дар» Набокова или «Голубое сало» Сорокина), а не только соображениями. Тут как раз не хочется верить на слово.

В частной беседе автор рассказал, что стремился исследовать функционирование «бесов культуры». Амбициозная задача, и, как говорится, методология интересная.

Если бы Лев Наумов защищал свой текст на тему «Как работают бесы культуры. Реакция литератора на социальные изменения, в результате которых чтение художественной литературы превращается в маргинальную потребность» – как защищают, допустим, диссертацию или дипломную работу, он, безусловно, получил бы высокую оценку самой высокой комиссии.

Что же касается так называемого обычного читателя, который ждет от текста книги увлекательной истории и прочих простых удовольствий, то автор прямо говорит, что может случиться с теми, кто отвык читать разумное, доброе, вечное, сложно устроенное... Каждому, как говорится, свое.

Лев Наумов. Пловец снов. М.: Издательство «Омега-Л», 2021.

 


#книги #писатель #роман

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7004) от 07.09.2021 под заголовком «Роман как диссертация».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?