Земля в иллюминаторе
Можно ли увидеть из космоса знаковые петербургские объекты? Конечно. Петропавловская крепость с ее шпилем, к примеру, просматривается с заоблачных высей очень неплохо. Герой России Сергей Рязанский, побывавший в космосе дважды, говорит об этом, исходя из собственных наблюдений. Правда, в его книге «Удивительная Земля», которую он представил петербургским читателям, среди снимков, сделанных с орбитальной станции, видов Петербурга пока нет. Но уж во второй фотоальбом, обещал он, северная столица войдет непременно.

Иллюстрация pixabay.com
Чилийские вулканы, боливийские солончаки и аравийская пустыня. Горные хребты китайской провинции Сычуань, тропические атоллы и североафриканские кратеры...
Глядя на эти вполне профессиональные снимки, легко согласиться с автором книги, что Земля наша и впрямь безумно красива. Но трудно поверить, что Сергей Рязанский с детских лет грезил не о космосе и уж точно не мечтал о карьере фотографа: он хотел стать биологом.
И желание это осуществил, окончив биофак Московского государственного университета (МГУ). Несколько лет проработал в академическом Институте медико-биологических проблем и защитил диссертацию, проводя исследования в сфере авиационной и морской медицины. В 2003 году молодого ученого приняли в отряд космонавтов, а первый полет он совершил после десяти лет тренировок и работы в наземных проектах (самый известный из них - эксперимент по программе «МАРС-500», предусматривающей имитацию полета на эту планету).
Он стал первым в истории бортинженером, который в 2013 году выполнял эти обязанности на корабле, пристыковавшемся к Международной космической станции (МКС), не имея инженерного образования. Да еще совершил при этом четыре выхода в космическую бездну. А через пять лет ему первому из ученых-космонавтов поручили возглавить экипаж корабля, в составе которого были американец Рэндольф Брезник и итальянец Паоло Несполи.
В общем и целом автор «Удивительной Земли» провел в космосе около полугода.
«Сказать по правде, я не очень-то любил фотографировать. Тем не менее из первого полета привез 65 тысяч снимков, - рассказывает космонавт, - а из второго, состоявшегося в прошлом году, - в четыре раза больше. Ведь потрясающих по красоте мест на нашей планете много, нужно только успеть их заснять...»
В чем тут сложность, Рязанский объясняет в начале своей книги: станция летит на орбите со скоростью 28 000 км в час (это почти 400 метров за одно моргание глаза человека), в 220 раз быстрее ураганного ветра.
«Поэтому, когда вдруг выдается минута свободного времени, чтобы выглянуть из иллюминатора, - пишет он, - и какой-то вид привлекает внимание, есть всего мгновение, чтобы взять камеру, навести и успеть сфотографировать».
Другими словами, за пять секунд нужно поймать в объектив нужный ракурс, если не мешает высокая облачность, учитывая еще и угол движения космической станции. Потому-то одни кадры получаются сразу, а за другими изображениями (к ним относятся и петербургские виды) нужно охотиться, чтобы добиться высокого качества, выкраивая минуты в напряженном графике полета.
Но «небесный» фотомастер, используя полупрофессиональные камеры с большим набором объективов, достиг здесь немалых высот. Судить об этом позволяет небывалый успех его альбома: первый тираж разошелся в прошлом году за пару недель, а теперь стремительно тает четвертый.
Подобное издание, которое выпустил много лет назад космонавт Валерий Корзун, представляло другой «орбитальный» взгляд на земные красоты. Да и альбомы, которые издавали зарубежные астронавты, не походили один на другой. И это понятно: каждый, кто берет в руки камеру, работает в меру присущего ему дарования. Благо предмет поистине неисчерпаем, как отметил в предисловии к «Удивительной Земле» летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза Владимир Джанибеков.
Китайскую стену, как ни старался, разглядеть не удалось, признает космический фотограф, но вот Эйфелева башня или здание родного МГУ видны ему были отчетливо. Да что башня - вид сверху своего московского дома он выслал с МКС жене, используя доступный канал связи.
Однако и раны, которые наносят планете земляне, с орбиты виднее. «Больно смотреть, как на одном континенте растут плешины вырубленных джунглей, а на другом полыхают огромные лесные массивы», - говорит Сергей Рязанский. В его космическом фотоэссе это отношение к земле как к общему для всех стран бесценному и, увы, хрупкому дому, который нужно беречь, очень заметно.
Материалы рубрики
Юпитер и его «рота». Главные астрономические события марта
Комета в гостях у Марса. Главные астрономические события февраля
Три новогодья разом. Главные астрономические события января
Обходились без высоких метафор. В Петербурге прошел форум «Космостарт»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии