Земля трудов и вдохновения. Чем интересна выставка о Валааме в Михайловском замке?
Есть в нашей стране особое место - Валаам, древнейший монастырь на севере России. О нем рассказывает выставка «Валаам: 200 лет в русской живописи» в Михайловском замке Русского музея.
В. А. Бондаренко. «Валаамские мастерские». 1898 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
На картинах запечатлена необыкновенная красота «Северного Афона», лица представителей Русской православной церкви, монахов, послушников.
Валаам - уникальный природный памятник и источник православной веры - известен с давних пор как идеальное место для творческого совершенствования художников. Многие из них проходили обязательную практику натурной работы на Валааме, причем неоднократно. Подтверждением тому могут служить поездки в монастырь Шишкина, Куинджи, Васильева, Клодта и других отечественных живописцев. В 1843 году между Валаамом и Петербургом было открыто пароходное сообщение. Что, конечно, облегчило путешествие в монастырь.
В последней четверти XIX века художники стали реже посещать Валаам. После октябрьских событий 1917 года остров оказался на территории независимой Финляндии. Прекратились контакты с Московским патриархатом, сократилось число братии. С началом «зимней» войны в конце ноября 1939 года было принято решение об эвакуации. Произведения искусства и монастырский скарб вывезены в усадьбу «Папинниеми» в местечке Хейнявеси. Так началась история Ново-Валаамского монастыря в Финляндии.
По окончании Великой Отечественной войны в 1945 году Новый Валаам присоединился к Московскому патриархату. В СССР вернулись семеро монахов; младшему было 59 лет, старшему - 84 года. В 1977 году прекратились службы на церковнославянском языке, а в 1981 году умер последний русский монах. Монастырь продолжает действовать как финская православная обитель и принимает в год более 100 тысяч посетителей - как паломников, так и туристов. Это уединенный благоустроенный монастырь среди озер и лесов - с музеем, культурным центром и библиотекой.
Прежняя жизнь обители на острове Валаам стала возрождаться три десятилетия назад.
На выставке в Михайловском замке впервые воссоединились чудом сохранившаяся коллекция живописи Ново-Валаамского монастыря в Финляндии, произведения из российского Валаамского монастыря, работы из Русского музея и частных собраний. Значительная часть из них мало известна, в частности, картины, привезенные из Финляндии.
Иван Шишкин провел на Валааме пять сезонов. Его валаамские работы отмечены малой и большой золотыми медалями. Его любимые мотивы: «Камни в лесу», «Вид на острове Валаам. Местность Кукко». На выставке представлено полотно Шишкина «Вид Валаамского монастыря с южной стороны» из собрания Ново-Валаамского монастыря в Финляндии.
За представленную на выставке работу «Буря на Валааме» Александр Гине удостоился звания академика пейзажной живописи. Иван Давыдов за «Вид на острове Валаам» получил большую золотую медаль и звание классного художника первой степени. Картина Михаила Клодта с тем же названием вызвала восторг на Всемирной выставке в Париже и на всероссийской выставке в Москве. Художник был награжден золотой медалью.
Так распорядилась судьба, что валаамские работы русских художников рассеяны по всему свету. Но, к счастью, основная их часть сосредоточена в музеях Валаамской обители и Ново-Валаамского монастыря.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (6577) от 28.11.2019 под заголовком «Земля трудов и вдохновения».
Комментарии