Здесь русский стиль. Музей моды в Эрмитаже представил новую экпозицию
Мы не раз писали о Музее моды, который прямо на наших глазах создается в Эрмитаже. Большая часть коллекции разместилась в реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая Деревня», на пятом этаже – в галерее костюма. Экспозиция меняется часто.
ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
– Костюмы нельзя выставлять долго, ткани хрупкие, они боятся света. Кроме того, постоянная ротация позволяет знакомить посетителей со всем богатством наших запасников, – сказал на открытии экспозиции «Русский стиль: традиции и трансформация» директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – В музее хранится громадная коллекция русского народного костюма, собранная благодаря эрмитажным экспедициям по России. Не попади все эти вещи в музей, скорее всего, погибли бы.
Вторая линия экспозиции – рассказ об использовании мотивов русского народного костюма в придворной одежде. Русский двор всегда старался быть русским. Это была идеология. Также вы сможете проследить, как современные модельеры работают с традициями и кодами народного костюма. На мой взгляд, выставка получилась по-настоящему эрмитажная – красивая и умная, со множеством интеллектуальных ходов.
Экспозиция народного костюма выстроена по хронологии, к тому же выделены работы различных губерний Российской империи – Русский Север, Москва и окрестности, Нижний Новгород... Поражает многодельность народных костюмов, ведь все делалось вручную, это была такая крестьянская Haute couture.
Часто говорят, что в старину все женщины умели вышивать. Это не совсем так. Действительно, девочек с малого возраста обучали ремеслу. Но для создания сложных праздничных костюмов требовался еще и талант.
Мельников-Печерский в романах «В лесах» и «На горах» пишет, что богатые купцы заказывали дочерям приданое в монастырях. Шили из шелковых тканей, украшали золотным шитьем, расшивали жемчугом и перламутром... Работа мастериц ценилась высоко, цены иногда были просто заоблачные.
По словам Натальи Некрасовой, научного сотрудника отдела русской культуры Эрмитажа, «краеугольный камень» народного костюма – сарафан. Именно его покрой и декор легли в основу «патриотических» платьев придворных дам.
О диалоге костюма народного, подлинного и стилизованного, русского и а-ля рюсс рассказала Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела русской культуры.
По ее словам, первой внедрила в моду так называемые русские платья Екатерина II. Ее внук Николай Первый пошел еще дальше. Он повелел в специальном указе от 27 февраля 1834 года дамам появляться при дворе в платьях русского стиля, которые по покрою и декору напоминали традиционные сарафаны, в кокошниках с белой вуалью... Цвет платья (шились они чаще всего из бархата) зависел от статуса придворной дамы. Этот «патриотический» фасон продержался с небольшими изменениями вплоть до революции 1917 года.
В экспозиции можно увидеть, например, платье императрицы Александры Федоровны, сшитое из парчи розово-серебристого цвета, расшитое гирляндами роз, с длиннейшим шлейфом (длина иногда могла достигать четырех метров).
Сейчас в галерее выставлены и костюмы, в которых танцевала знать на знаменитом бале-маскараде, который прошел 11 и 13 февраля 1903 года в Зимнем дворце. Все участники этого праздника должны были явиться во дворец в боярских костюмах времен царя Алексея Михайловича. Их эскизы разработал художник Сергей Соломко. Любопытно, что в советское время выпускалась колода игральных карт «Русский стиль». Такие до сих пор сохранились у многих. Посмотрите внимательно на королей, дам и валетов. Их прототипами были участники русского бала – императорская чета, княгиня и князь Юсуповы...
До наших дней дошло немного костюмов. В Эрмитаже хранится десять. Украшение коллекции – маскарадное платье княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой – можно было видеть на прошедшей несколько лет назад выставке «Реставрация в Эрмитаже: взгляд сквозь призму времени». Оно сшито из жаккардовой ткани, которая украшена полосами из серебряного глазета, расшитыми перламутром. Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей ГЭ, рассказывала, что нити, на которые нашит перламутр, были сильно повреждены, и перламутр осыпался. Замечательные мастера все восстановили, соблюдая ту же самую технику.
Русский стиль оказал сильное воздействие на моду XX века, отразился в творчестве Коко Шанель, Ива Сен-Лорана, Джона Гальяно, Карла Лагерфельда...
В России же традиции народного костюма развивались и расцветали в работах Вячеслава Зайцева, выставка которого прошла в Эрмитаже пять лет назад. Тогда маэстро подарил Эрмитажу несколько костюмов. Сейчас в Старой Деревне можно увидеть костюм из коллекции «Тайны гармонии» (1999), выполненный елецкими кружевницами на коклюшках по эскизам и выкройкам Зайцева. А еще – модель из коллекции 2012 года «Ностальгия», сшитую из павловопосадских платков, которые благодаря маэстро стали одним из символов русского стиля в мировой моде.
Как рассказала Нина Тарасова, эрмитажная коллекция костюма продолжает пополняться. На выставке можно увидеть работы художников группы перспективного моделирования Ленинградского дома моделей одежды Лилии Нефедовой и Александры Соколовой. Коллекцию «Уральский сказ» Стаса Лопаткина. А за неделю до открытия экспозиции музею подарили связанный вручную костюм художника по трикотажу Людмилы Доброхотовой «Одна счастливая деревня».
Посещение галереи костюма возможно только в составе обзорной экскурсии по реставрационно-хранительскому центру «Старая Деревня».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (6983) от 09.08.2021 под заголовком «Здесь русский стиль...».
Комментарии