Музей городской скульптуры представил новые версии постоянных экспозиций

Музей городской скульптуры представил новые версии постоянных экспозиций  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В 1932 году на государственном уровне была заявлена важность сохранения памятников и некрополей, для чего был создан музей под открытым небом, единственный в России. Экспозиция «Знаки памяти», которая представляет коллекцию фрагментов надгробных памятников XVIII –  первой половины XIX века, спасенных сотрудниками музея с петербургских кладбищ в 1930-е годы, была создана 20 лет назад. Она размещалась на втором этаже Благовещенской усыпальницы. Недавно это помещение передали церкви. Музей перенес экспозицию в выставочный зал Некрополя мастеров искусств.

Оттуда пришлось вынести другую постоянную экспозицию –  «Монументальная скульптура Санкт-Петербурга», которую теперь открыли в музейном здании по адресу: Чернорецкий переулок, 2. Сорок скульптур и сорок графических листов объединены в путешествие по разнообразному миру городской скульптуры за неполных три столетия ее существования. Каждый зритель может создать свой собственный маршрут –  хронологический, по персонажам и авторам, по неосуществленным замыслам...

«Медный всадник» Этьена Мориса Фальконе и памятник Александру Суворову скульптора Михаила Козловского представлены в виде уменьшенных повторений, они созданы после открытия монументов. Модели нескольких памятников отличаются тем, что сделаны авторами на несколько лет раньше, чем открылись сами памятники. В этом ряду –  Николай I и два «Коня с водничими» для Аничкова моста (Петр Клодт), Михаил Кутузов и Михаил Барклай де Толли (Борис Орловский), Александр III (Паоло Трубецкой), «Подвигу матросов миноносца «Стерегущий» (Константин Изенберг). К революционной скульптуре относятся модели памятников Ленину у Финляндского вокзала (Сергей Евсеев) и Памяти жертв 9 января (Матвей Манизер).

Впервые показан один из вариантов памятника Пушкину на площади Искусств. В нем Аникушин вложил книгу в левую руку поэта. В осуществленном варианте книги нет.

Среди конкурсных моделей, которые можно отнести к разделу «неосуществленное», –  динамичный романтический памятник Александру Невскому для Усть-Ижоры скульптора Ивана Корнеева, трепетная ранимая фигура Иосифа Бродского скульптора Льва Сморгона. Десять лет назад Константин Симун предложил проект памятника в честь возвращения городу исторического имени. Его «Петр I» напоминает «Медный всадник», но израненный войнами и революциями. Возможно, будет установлен памятник Александру Блоку на улице Декабристов. В 2004 году Евгений Ротанов изобразил поэта, упорно идущего против сильного ветра и обстоятельств. Завершает рассказ о скульптуре «Чижик-Пыжик» Резо Габриадзе –  модель выставляется впервые.

Отдельное удовольствие –  разглядывание графики. В 1943 –  1944 годах Иван Астапов изобразил неукрытые памятники Суворову и Кутузову. То, что они не пострадали от бомбежек, стало предметом легенд. «Город-крепость» с противотанковыми ежами –  портрет блокадного Ленинграда создан Александром Харшаком. Литография «Туристы в городе» была отпечатана Виктором Вильнером в 1975 году. Многолюдье смотрится так, будто нарисовано с натуры сейчас.

Музей объявил о том, что в августе –  октябре будет проведена реставрация «Медного всадника». Получены все согласования и разрешения. Начинается работа над концепцией экспозиции в помещениях на Невском, 19, полученных музеем взамен второго этажа Благовещенской усыпальницы. Там будет рассказ о городской скульптуре, как исторической, так и современной. Продолжаются работы по реставрации и приспособлению Уткиной дачи для нового детского музейного центра. Он откроется для публики в 2024 году.



#музей #экспозиция #скульптура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (6983) от 09.08.2021 под заголовком «Поэт идет против ветра».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?