2Vtzqv4Hz9U

Здесь хранится история русского театра. 30 августа исполнилось 268 лет со дня основания Театральной библиотеки

Она началась с сундука Федора Волкова, создателя первого профессионального русского театра. В сундуке актеры хранили пьесы. Сейчас здесь хранится более 600 тысяч книг, рукописей, эскизов. О событиях в библиотеке, нынешних и будущих, «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказала директор Театральной библиотеки Анастасия ГАЙ.

Здесь хранится история русского театра. 30 августа исполнилось 268 лет со дня основания Театральной библиотеки | ФОТО предоставлено пресс-службой Театральной библиотеки

ФОТО предоставлено пресс-службой Театральной библиотеки

— Анастасия Григорьевна, вы руководите библиотекой уже почти четверть века. А как вы впервые сюда попали?

— Впервые я попала в Театральную библиотеку, когда еще не умела читать. Мой папа, артист БДТ, был ее постоянным читателем и, бывало, брал меня с собой. В 17 лет я начала работать тут в должности завхоза. Очень скоро удивительная атмосфера, царившая здесь, полностью меня захватила. Я поступила в Институт культуры на библиотечный факультет, и моими учителями стали не только преподаватели института, но и старшие коллеги, глубоко знающие библиотеку изнутри и преданные своему делу. После окончания института продолжительное время я работала в должности заместителя директора. С 1999 года руковожу биб­лиотекой.

— Кто ваши читатели?

— Если попытаться нарисовать обобщающий портрет, то наш читатель — тот, в чьей жизни в любой форме, так или иначе, присутствует театр. Будь то профессия или просто увлечение.

— Мой друг, театральный костюмер, помнится, часто брал на дом детективы.

— В подавляющем большинстве читатели приходят к нам прежде всего для того, чтобы воспользоваться обширным фондом, способным удовлетворить любой, самый сложный, запрос, связанный с театральным искусством, кино, ТВ, и, конечно, за помощью наших библиографов. Детективы, художественная литература у нас есть, но они не в приоритете.

А любители детективов всегда были и есть. Таким, например, был Георгий Александрович Товстоногов, его помощница, зав. литчастью Дина Морисовна Шварц, и многие ведущие артисты БДТ — наши читатели. В тот период хороший детектив был большим дефицитом. Поэтому нашим подарком к юбилею Георгия Александровича стал детектив Агаты Кристи, переведенный нами с английского языка и прекрасно оформленный благодаря помощи известного театрального художника — нашего давнего читателя. Как мы потом узнали, этот подарок очень порадовал юбиляра.

— Я прочитала, что Георгий Товстоногов называл библиотеку «цехом театра, его творческой лабораторией». С кем из известных режиссеров, актеров дружите сейчас?

— Мы стремимся максимально внимательно относиться к любому посетителю. С годами со многими из них складываются по‑настоящему дружеские отношения. Мы видим, например, как наши читатели, бывшие когда‑то никому не известными первокурсниками, сегодня возглавляют ведущие театры Петербурга, определяют репертуарную политику нашего города, работают в Москве и по всей России. И Театральная библиотека, по их признанию, по‑прежнему остается для них родным домом.

— Расскажите, пожалуйста, о фонде театральных эскизов.

— Это одна из наших исторических коллекций. В основе собрания лежит Монтировочная библиотека Дирекции Императорских театров. Особую ценность представляют подлинные эскизы костюмов и декораций Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Андреаса Роллера, Ивана Всеволожского, Александра Бенуа, Льва Бакста, Александра Головина, Константина Коровина…

Мы продолжаем пополнять собрание. За последние годы эскизный фонд пополнился работами Эдуарда Кочергина, Марта Китаева, Софьи Юнович, Марины Азизян, Владимира Фирера, Эмиля Капелюша и многих других замечательных театральных художников.

— Как вообще пополняется собрание библиотеки? Покупки на антикварных аукционах? Дары?

— Библиотека комплектуется литературой по всем видам искусства, в первую очередь — театральному, книгами по философии, истории, литературоведению, языкознанию, учебной литературой по направлению нашей деятельности. С антикварными аукционами мы не работаем. Возможность приобретения архивных документов, эскизов и редких книг определяет Фондово-закупочная комиссия.

Конечно, много и даров. Один из последних примеров — работа с архивными документами, которые нам передают народные артистки России Светлана Николаевна Крючкова и Тамара Михайловна Абросимова. Сейчас продолжается прием личного архива Вадима Фиссона, актера, режиссера, бессменного руководителя театра «Комик-Трест». Архив нам передает заслуженная артистка России Наталия Фиссон.

Не могу не упомянуть и другие ценнейшие дары последнего времени: более тридцати писем режиссера Николая Павловича Акимова к актрисе Серафиме Михайловне Хониной; творческие рукописи писателя, драматурга Александра Моисеевича Володина.

В составе семейного архива писателя Юрия Лазаревича Алянского и артистки театра и эстрады Марины Адольфовны Раковой к нам поступили редкие фотографии Александра Блока, сделанные его издателем Самуилом Мироновичем Алянским в 1919 году.

Последние приобретения — редкие документы и фотографии артистов Ленинградского театра музыкальной комедии блокадного времени, блокадный дневник Андрея Андреевича Бартошевича, работника управления по делам искусств Исполкома Ленгорсовета (эти материалы были куплены библиотекой).

Среди наших собраний есть более полутора тысяч изданий с дарственными надписями авторов. В последние годы много книг передала Академия русского балета, так как с приходом туда Николая Максимовича Цискаридзе заметно оживилась их издательская деятельность.

— Зимой у вас была выставка, приуроченная к его 50‑летию. Такого паломничества я не припомню. Люди шли и шли. Кажется, даже пришлось продлить?

— Да, это одна из наших успешных выставок, организованная в содружестве с Академией русского балета. Ее посетили 4,5 тысячи человек. Среди них были посетители из разных городов России и даже из дальнего зарубежья, которые специально приехали именно на эту выставку.

Как правило, выставками мы отмечаем заметные события в театральной жизни Петербурга, юбилеи наших читателей — деятелей театра, творческих коллективов. Особое место занимают выставки, посвященные творчеству театральных художников. Это очень давняя традиция. Ее началом послужил цикл персональных выставок выпускников мастерской выдающегося театрального художника Эдуарда Степановича Кочергина, нашего давнего читателя и друга. Недавно открыли выставку, посвященную 200‑летию со дня выхода комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Наши мероприятия бесплатные.

— Вы участвуете и в крупнейших городских проектах: в фестивале к 400‑летию со дня рождения Мольера, созданном совместно с Молодежным театром, и в фестивале «Наш Островский» к 200‑летию великого русского драматурга. И в фестивале «Петербург. Пространство Пушкина»… А какое событие ждать городу в ближайшем будущем?

— Надеемся, что в следующем году отметим 165 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова, 250 лет со дня рождения Карла Ивановича Росси. Планов много.

— Вы находитесь в здании, построенном самим Росси…

— К задаче его реставрации мы относимся чрезвычайно ответственно. Работы ведутся поэтапно. Недавно были отреставрированы окна библиотеки. Это была научная реставрация под контролем КГИОП.

— А книги реставрируете?

— Сотрудники библиотеки постоянно работают с редким фондом по проверке и выявлению книг, нуждающихся в реставрации и консервации. Все‑таки библиотеке уже 268 лет, а некоторым книгам и того больше. Каждый год получаем финансирование на плановую реставрацию книжных памятников и не только. Работу выполняют специалисты высшей квалификации.

— Напоследок спрошу: любите ли вы театр?

— Могу ли ответить вопросом на вопрос? Можно ли служить в Театральной библиотеке без малого сорок лет и не любить театр? Конечно же, я люблю театр, людей театра — наших читателей. Стараюсь быть в курсе премьер и других театральных событий, ходить в театр как можно чаще.

Не стану перечислять все, что удалось посмотреть. Последние театральные впечатления — это спектакли казанских театров, Русского драматического театра им. В. И. Качалова «Дон Жуан» и ТЮЗа «Без вины виноватые»; «Барышня-крестьянка» в Молодежном театре на Фонтанке и спектакль Константина Богомолова «Мать. Горькая пьеса» в Александринском театре.

Читайте также:

«Право быть сложным». Режиссёр Сергей Урсуляк о киноиндустрии и новой книге

О чём говорят вещи. История костюма стала частью жизни заведующей сектором прикладного искусства Эрмитажа Нины Тарасовой


#театральная библиотека #театр #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (7757) от 26.09.2024 под заголовком «Здесь хранится история русского театра».


Комментарии