В Корпусе Бенуа Русского музея открылась масштабная выставка к 80‑летию Великой Победы

Выставка «Страна Побед. К 80‑й годовщине Победы в Великой Отечественной войне» (6+) посвящена грандиозной дате в истории страны и Году защитника Отечества. Представлено более 200 шедевров из собрания музея. 9 Мая вход на выставку будет бесплатным для всех посетителей.

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась масштабная выставка к 80‑летию Великой Победы | ФОТО: Русский музей

ФОТО: Русский музей

Оборона Севастополя

Прологом выставки стала картина Александра Дейнеки «Оборона Севастополя», которая недавно вернулась в Русский музей после показа в Москве.

Она была написана в 1942 году. Талантливый монументалист, Дейнека построил масштабное полотно (2 на 4 метра) на приемах политического плаката. При выборе красок остановился на трех цветах — белом, черном, красном. Художник рассказывал о работе над картиной: «Я был на войне, видел бои, много тяжелых, героических эпизодов — а почему‑то решил написать «Оборону Севастополя», хотя не видел, как обороняли этот город, а только слышал рассказы об этой обороне. Почему я сделал эту вещь? Я люблю Севастополь, до войны там часто бывал, плавал на катерах, на крейсерах… Любил севастопольских моряков. И вот, когда я увидел фотографии разбитого города, я понял, что должен это написать. Когда я работал, я по‑настоящему все это переживал, волновался, вложил в эту работу свое сердце».

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Григорий Голдовский, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе, куратор выставки, «главная идея проекта — показать, что все войны, которые вела Россия на протяжении многих веков, обязательно заканчивались триумфальными победами. Начиная от Александра Невского и заканчивая Великой ­Отечественной войной. Лейтмотивом всех представленных произведений, когда бы и на какой бы сюжет они ни были созданы, является интонация грядущей победы. Кроме картин, графики, скульптуры мы отобрали произведения декоративного искусства, например, сервизы екатерининского времени, связанные с победой в Русско-турецкой войне. Мы показываем лаковые миниатюры, в которых тоже широко представлена победная тема, она интерпретировалась по‑своему, исходя из национальной традиции, из лубка. Важной частью выставки стали иконы — «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Казанская», «Борис и Глеб», «Архангел Михаил». Они были написаны в разное время, это канонические образа, перед такими молились русские воины на пороге сражений».

Меч Александра Невского

Весь показ построен по хронологии исторических событий. Но это не иллюстрация к школьному учебнику, а предложение для зрителей поразмышлять над перекличками в героической русской истории, в человеческих судьбах, в искусстве.

«Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет» — слова из фильма «Александр Невский» были неофициальным девизом бойцов Красной армии в четырехлетней битве с фашистами, с идеоло­гией ненависти и национализма. Они стали эпиграфом к проекту «Страна Побед».

Две работы Василия Шебуева, ведущего мастера русской академической школы XVIII века, представляют классический образ великого князя Александра Невского — победителя в Невской битве со шведами и в Ледовом побоище с Ливонским орденом. Через сто с небольшим лет, в 1945‑м, Владимир Серов напишет картину «Въезд Александра Невского в Псков пос­ле Ледового побоища», где народ радостно приветствует победителя. Отсылки к современности были очевидны и для художника, и для зрителя. Три эскиза Владимира Фаворского для неосуществленной серии «Ледовое побоище» показывают, что патриотическая тема волновала самых разных советских художников.

В 1944 году на фарфоровом заводе в Вербилках Сергей Орлов создал скульптурную композицию «Александр Невский», изображающую князя и двух русских крестьян над немецким рыцарем, поверженным в Ледовом побоище. В это произведение были заложены всем понятные смыслы: князь-воин в единении с народом одерживает победу над врагом.

Впервые экспонируется полотно неизвестного художника XVIII века «Александр Невский поражает Ярла Биргера», иллюстрирующее летописное изложение событий Невской битвы. Картина отреставрирована специально для показа на выставке «Страна Побед».

Народная армия

Тему Куликовской битвы ярко отра­зила картина Ореста Кипренского «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Недавний выпускник Академии художеств использовал «Историю российскую с самых древнейших времен» Василия Татищева и изобразил тяжело раненного князя Дмитрия Донского, который возвращается к жизни, получив весть о победе. Сухие академические правила не помешали художнику создать эмоциональный образ русского героя.

Две акварели «Куликовская битва» Ивана Билибина разделяет более десяти лет. Одна относится к 1932‑му, другая к 1941 году. Вскоре он примет мужественное решение остаться в блокадном Ленинграде.

Художник уверен в победе русского оружия, русского народа. Картина Михаила Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» при всей ее этнографической красочности, конечно, не только про поединок двух богатырей — событие, скорее, легендарное. Эта картина задумывалась во время небывалой по мировым масштабам Сталинградской битвы, когда решался исход Великой Отечест­венной войны.

Следующая страница выставки посвящена подвигам Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского в годы Смуты начала XVII века. На литографии неизвестного художника начала ХХ века изображен Минин, выступающий с речью перед нижегородцами. Он убеждает народ отдать треть своих доходов для изгнания врагов из Моск­вы. На собранные средства была создана дееспособная армия, которая быстро освободила столицу Российского государства. В 1962 году в честь 350‑летия тех событий Борис Парилов, палехский художник, создал бисерницу (миниатюрная шкатулка) на тот же самый сюжет.

С нами Бог!

Эпоха Петра — время, от которого начинается отсчет новой истории России и русского светского искусства. И, конечно, художники не жалели красок, чтобы воспеть военные подвиги царя-преобразователя. Алексею Зубову принадлежат гравюры «Полтавская баталия», «Баталия близ Гангута 27 июля 1714 года» и «Баталия близ Гренгама 27 июля 1720 года». ­Иоганн-Готфрид Таннауэер создал картину «Петр Первый в Полтавской битве». Гренгамское сражение вдохновило известного мариниста XIX века Алексея Боголюбова на создание картины с изображением главного момента этой битвы — на мелководье легкие русские боевые корабли берут на абордаж четыре шведских тяжелых фрегата.

В богатой военными победами русского оружия истории второй половины XVIII века одно имя всегда звучит особо: генералиссимус Александр Васильевич Суворов. На выставке представлено уменьшенное авторское повторение памятника полководцу на площади, носящей его имя. Этот образец монументальной пластики на все времена создал скульптор Михаил Козловский. В фигуре Марса, облаченного в латы, с мечом в руке, нет никакого внешнего сходства с Суворовым. И тем не менее это памятник именно ему, полководцу, не знавшему поражений. Фраза Суворова: «Мы русские! С нами Бог» стала крылатой.

Скульптуру дополняют две панорамные акварели Михаила Иванова. Художник был свидетелем штурма Измаила, которым руководил Суворов. Сражение изображено с суши и с реки Дунай, поскольку русская армия с двух сторон вела штурм дотоле неприступной крепости. Вскоре после штурма Измаила Османская империя признала права России на Грузию, Крым и Кубань.

Лев Толстой в Филях

Отечественная война 1812 года — главное военное событие первой половины XIX века, времени, которое сейчас называют золотым веком русского искусства. Здесь «первую строчку» занимают произведения знаменитого русского скульптора и медальера Федора Петровича Толстого. Уникальна серия восковых барельефов, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. Она создана через несколько лет после победы над Наполеоном. Аллегорические изображения с отсылками к героям античности и персонажам русских летописей поднимали подвиги воинов-современников Толстого на эпическую высоту. Позднее с восковых моделей делали отливки в гипсе и чеканили памятные медали.

В 1838 году, к 25‑летию победы над Наполеоном, на Императорском стеклянном заводе по эскизам Федора Толстого были изготовлены декоративные тарелки с гравированными изображениями событий 1812 года. В них была применена новая тогда технология «серебряной протравы», которая позволила получить на прозрачном хрустале хорошо видимые изображения. В декабре 1838 года, накануне Рождества, тарелки были преподнесены Николаю I и долгое время хранились в сервизной кладовой Аничкова дворца.

Еще несколько произведений, которые нельзя пропустить в этом разделе выставки. В самом начале Отечественной войны художник Иван Лучанинов, представитель венециановской школы, создал картину «Благословение ополченца 1812 года». Народное ополчение, которое насчитывало более 400 тысяч человек, в основном крестьян, участвовало во всех главных сражениях. Часто имевшие только холодное оружие ополченцы получали за свои подвиги боевые награды.

Картина Алексея Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году» считается сегодня каноническим изображением известного события. Но историки русского искусства отмечают, что молодой художник, писавший работу в 1880 году, воспроизвел знаменитую сцену, во многом ориентируясь на ее описание в романе Льва Толстого «Война и мир».

Среди нескольких изображений героев Отечественной войны 1812 года видное место занимает «Портрет А. П. Ермолова» кисти Петра Захарова. Генерал изображен на фоне Кавказских гор. Его суровое лицо, ордена, полученные за боевые заслуги, рука, держащая саблю, свидетельствуют о жизни, проведенной в сражениях. За этот портрет художник получил звание академика.

Знаменитый Василий Верещагин был участником Русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов, принимал участие в штурмах Плевны и Шипки. По свежим впечатлениям он создал серию из тридцати картин. Одна из них называется «Скобелев под Шипкой» и показывает смотр войск после победы над турецкой армией. Позже Верещагин вспоминал: «Мы выехали из дубовой рощи, закрывающей деревню… Скобелев вдруг дал шпоры лошади и понесся так, что мы едва могли поспевать за ним. Высоко подняв над головой фуражку, он закричал своим звонким голосом: «Именем отечества, именем государя спасибо, братцы!». Слезы были у него на глазах. Трудно передать словами восторг солдат: все шапки полетели вверх и опять, и опять, все выше и выше — ура! ура! ура! ура! без конца».

Историческое настроение

Финальный раздел выставки, посвященный событиям Великой ­Отечественной войны, представляет самые значительные, знаковые произведения советских художников второй половины ХХ века. Картина Евсея Моисеенко «Ополченцы» создана по личным воспоминаниям художника. 5 июля 1941 года он приехал из родной деревни в Ленинград и добровольцем вступил в ополчение. «Я вспоминал ребят-ополченцев, страшно хотелось показать их реально, сделать психологическую вещь, углубиться в характеры», — говорил художник о своей работе.

Василий Власов — ленинградский художник, ученик Ильи Репина и Кузьмы Петрова-Водкина, в годы Великой Отечественной служил в издательской группе Ленинградского штаба партизанского движения на Волховском фронте. Там, в перерыве между боями, были несколькими штрихами сделаны выразительные портреты бойцов, ставшие свидетельствами самого главного — уверенности людей в победе над врагом.

Редко экспонируется портрет Андрея Юмашева, летчика-испытателя, Героя Советского Союза, участника беспосадочного перелета через Северный полюс. В 1941 году, когда известный художник Петр Кончаловский создавал портрет, Юмашев командовал эскадрильей, защищавшей Москву. Летчик воевал всю Великую Отечественную — от Москвы до Берлина.

23 февраля 1943 года на выставке в честь 25‑летия Красной армии бригада художников — Владимир Серов, Иосиф Серебряный, Анатолий Казанцев — представила большое полотно «Прорыв блокады 18 января 1943 года», созданное за месяц. На нем изображена встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов. Анатолий Дмитренко, многолетний сотрудник Русского музея, историк советского искусства, говорил об этой картине: «Достоверность изображенного места действия соединились в историческом полотне с радостью и воодушевлением советских воинов, одержавших трудную, замечательную победу, открывшую путь к полному освобождению города».

РМ3.jpg
ФОТО: Русский музей

Через год после полного снятия блокады Ленинграда Анна Остроумова-Лебедева, проведшая в осажденном городе все 900 дней, создала картину «Салют». В дневнике художницы читаем: «Сегодня по радио сообщили приказ войскам Ленинградского фронта. Что после этого было! Все обнимались, целовались, кричали, плакали. Потом начался салют ленинградским войскам, освободившим Ленинград. Какое грандиозное зрелище мы пережили! 24 залпа из 324 орудий. Орудия стреляли с военных судов и с разных концов Ленинграда — орудия у Смольного, на Марсовом поле, на Дворцовой площади и во многих других местах. Это было в 8 часов вечера. Ночь была темная. Огненные фонтаны красных, зеленых, голубых и белых ракет высоко взлетали в небо».

Это же событие отражено в литографии Алексея Пахомова «Салют 27 января 1944 года», на которой крупным планом изображены ленинградцы — женщины, дети, военные, которые вместе выдержали неимоверные испытания.

Картина Вячеслава Пакулина называется «Невский в праздник 9 июля 1945 года», она создана в том же году. Искусствоведы отмечали, что работу можно назвать пейзажем исторического настроения. Это победное настроение сохраняется все 80 лет, прошедшие с 9 мая 1945‑го.

На известной картине Александ­ра Лактионова «Письмо с фронта» (1962 г.) показано коллективное чтение письма бойца с поля боя. Автор письма был уверен, что его внимательно прочтут и не один раз, и это придавало ему силы, а тем, кто читал, — уверенность в скорой Победе.

В 1975 году художник Валентин Сидоров запечатлел эпизод деревенской жизни, когда в День Победы его знакомый-фронтовик Сергей Павлович Бахорин в орденах и медалях выходил на дорогу. По этой дороге он уходил на войну и по ней вернулся к своему дому, к посаженной в детстве березе. Скромный пейзаж с огромным небом над головой ветерана становится символом свободной Родины, победившей фашизм.

Картина Евсея Моисеенко «Память» была создана в 1980 году. В дни празднования 600‑летия Куликовской битвы художник совместил два плана, показывая дружину Дмитрия Донского и наших современников, «юношей, обдумывающих житье».

Выставка «Страна Побед» продлится по 7 июля. Это событие — яркое и масштабное поздравление от Русского музея всем нам с предстоящим праздником, 80‑летием Великой Победы.

Читайте также:

Вам открытка из Михайловского дворца! Русский музей отметил 130-летие со дня основания

Сохраняя хрупкость. Как специалисты отдела реставрации Русского музея восстанавливают изделия из стекла и фарфора


#выставка #Русский музей #80-летие Великой Победы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 81 (7903) от 07.05.2025 под заголовком «Страна Побед».


Комментарии