Завершился фестиваль «Петербургские театральные сезоны»

22 ноября завершился фестиваль «Петербургские театральные сезоны». Виктор Минков, бессменный художественный руководитель фестиваля, назвал его необычным – даже экстремальным.

Завершился фестиваль «Петербургские театральные сезоны» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

– Как и многие мировые фестивали, мы ушли в онлайн в силу пандемии, которая парализовала живое, нормальное, годами устоявшееся движение, в том числе театральное, – заметил худрук.

Однако вынужденный виртуальный формат не сделал «Сезоны» менее интересными. Возможно, российские зрители даже выиграли. Ведь предыдущие 13 лет спектакли возили за границу, демонстрируя достижения петербургской театральной школы в Милане, Марселе, Тель-Авиве, Праге. А в нынешний ковидный сезон в течение двух недель по вечерам проводились трансляции самых известных спектаклей нашего города. И посмотреть их могли зрители по всей России и по всему миру. А также встретиться с режиссерами и занятыми в постановках артистами.

Подарком для публики стала трансляция спектакля Михаила Бычкова «Человек из Подольска», поставленного им на сцене «Приюта комедианта» с Дмитрием Лысенковым в главной роли. В основе спектакля – пьеса Дмитрия Данилова, премьера которой состоялась в 2017 году в московском Театре.док. Абсурдистская пьеса о молодом человеке, попадающем в полицию ни за что ни про что, неожиданно «выстрелила», попав в нерв времени, и началось ее триумфальное шествие по сценам страны.

В Петербурге «Человек из Подольска» идет еще и на сцене Театра на Литейном в постановке Андрея Сидельникова. А недавно на экраны вышел фильм Семена Серзина. Так что показ спектакля Бычкова онлайн дал возможность многим зрителям сравнить разные трактовки пьесы, нюансы режиссуры и игры актеров. И примерить на себя образ главного героя, которого менты, похожие то на психотерапевтов, то на ангелов, встречающих души по ту сторону, пытаются заставить не жить, как автомат, а чувствовать жизнь во всей ее красоте и уродстве, боли и радости. Ведь все мы в какой-то степени – люди из Подольска, погрязшие в рутине.

По словам Виктора Минкова, акцент нынешних сезонов был сделан на русскую классику. В центре внимания оказались три спектакля, поставленных в разных театрах по произведениям Гоголя. Уже ставшая знаменитой «Женитьба» Владимира Фокина (Александринский театр) и совсем новые постановки – «Игроки» Антона Яковлева («Русская антреприза» им. Андрея Миронова) и «Мертвые души» Романа Кочержевского (Театр имени Ленсовета).

Спектакль Фокина, поставленный в 2008 году, был отмечен «Золотой маской» в номинациях «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа художника». Не запомнить его невозможно. Здесь главный герой Подколесин большую часть времени лежит на оттоманке, подобно Обломову. А другие герои, за редким исключением, рассекают по искусственному льду на фигурных коньках под музыку Леонида Десятникова. Лед – это и символ неустойчивости, нестабильности мира, подкидываемых судьбой скользких ситуаций. И вечная красота и тоска русской зимы. И холод жизни без любви. В роли Агафьи Тихоновны, перебирающей женихов, – Елена Вожакина. Неудавшийся жених – Игорь Волков.

«Мертвые души» Романа Кочержевского, ученика Юрия Бутусова, – премьера 2019 года. В интервью журналу «Театр» Кочержевский вспоминал слова Михаила Булгакова (написавшего для МХАТа инсценировку поэмы Гоголя) о том, что «Мертвые души» невозможно ни поставить, ни сыграть. Но он все же рискнул. И выиграл, получив «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют».

Действие происходит в 70 – 80-е годы XX века, в так называемую эпоху застоя. Герои гоголевской поэмы обитают не в помещичьих усадьбах, а в тесных квартирках с телевизором в красном углу. Только происходящее нет-нет да соскальзывает в иную реальность, когда в присутствии Чичикова вдруг начинает происходить какая-то чертовщина. Например, закипает вода в аквариуме с рыбками в квартирке Маниловых. Коробочка (Анна Ковальчук) на глазах у публики преображается из пожилой дамы в седом парике и шубке «под леопарда» в невероятной красоты диву. Блестки на ее платье и дымящийся хрустальный шар в ее руках словно гипнотизируют Чичикова.

А самого Чичикова играют три актера – Федор Пшеничный, Сергей Перегудов, Александр Куликов. Его образ мерцает, меняется, он вдруг проглядывает из самых разных персонажей. Чичиков в России вездесущ и вечен.

В основе «Игроков» московского режиссера Антона Яковлева («Русская антреприза» имени Андрея Миронова) – пьеса Гоголя, написанная в 1842 году и незаконченная. Тема азартной игры и кипящих вокруг карточного стола высоких и низких страстей популярна в русской классике. Тут можно вспомнить и Достоевского, и Пушкина. В гоголевскую пьесу режиссер ввел нового персонажа. Это роль без слов, но важная для понимания смысла происходящего. Актриса Елена Калинина, известная публике по роли мадам Бовари в спектакле Жолдака на этой сцене, здесь играет Аделаиду Ивановну, ожившую «заповедную колодушку карт». Из средств выразительности ей оставлена только пластика, и она создает виртуозный рисунок роли, плетет кружева. «Игроки» – спектакль совсем новый, премьера состоялась летом этого года. Его мало кто видел.

Многие благодарят «Театральные сезоны» за возможность увидеть спектакли прямо у себя дома на диване.

#театр #фестиваль #спектакль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (6812) от 24.11.2020 под заголовком «С Гоголем на диване».


Комментарии