Завершается реставрация изразцов печей усадьбы Монрепо
Завершается реставрация изразцов, украшавших печи Главного усадебного дома и Библиотечного флигеля музея-заповедника «Парк «Монрепо». Три года назад сохранившаяся отделка одиннадцати печей была перевезена в Петербург, где проходит длительное лечение. На днях Ирина Коновалова, жительница Выборга, подарила музею еще две столетние печи, которые будут установлены на месте полностью утраченных.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Константин Лихолат, руководитель реставрационной мастерской, главной заботой специалистов стали три ампирные печи начала XIX века из Усадебного дома. Здание долго время стояло без крыши, печи набрали влагу и разрушили до половины изразцов, которых в каждой печи насчитывается до сотни.
Вся работа реставраторов разделилась на две основные части. На сохранившихся изразцах необходимо холодным способом с помощью кисточки и красок воссоздать утраты глазури. Как пояснила реставратор Светлана Баруткина, три печки украшены белыми изразцами, но каждая имеет свой оттенок. А подобрать оттенки белого цвета – самое сложное. Художница Виктория Палева использует добавки из всего спектра красок, чтобы найти цвет.
Лихолат обращает наше внимание на трещину, которая идет вдоль центрального изразца печи, его называют «зеркалом». Эта трещина историческая. Деталь из сырой глины была тяжелой. Чтобы ее облегчить для транспортировок, был произведен предварительный обжиг и, видимо, что-то не рассчитали. Но двести лет назад такая трещина не считалась серьезным дефектом. Поэтому на «зеркало» был вылеплен узор и произведен окончательный обжиг.
Но самое сложное – воссоздание утраченного. Изразцы «отминаются» с расчетом усадки глины во время обжига примерно 8 процентов. Затем сначала на мелких деталях опробуется, каким будет цвет глазурованного изразца, проведшего сутки при температуре 1100 градусов. И только потом обжигают «зеркала» и другие крупные детали.
Изразцы не имеют клейм. По мнению Андрея Роденкова, научного консультанта реставрации, возможно, их произвели на заводе «Конради» в Красном Селе. Похожие, но богаче декорированные печи архитектора Юрия Фельтена украшают Большой Петергофский дворец. Словом, исследователям тоже есть над чем поработать.
Всех интересует вопрос, когда печи вернутся на свое место и их сможет увидеть публика. Оптимистичный прогноз – лето 2022 года. Этот срок назвал Александр Смирнов, директор музея-заповедника «Парк «Монрепо», на недавней ландшафтной конференции в Петербурге. Завершена переборка деревянных корпусов Главного усадебного дома и Библиотечного флигеля, там начинаются работы по воссозданию интерьеров. Заканчиваются работы в исторической части парка, для музея создана современная инженерная инфраструктура. Смирнов подчеркнул, что в основе проекта реставрации был взят план парка, разработанный в 1806 году бароном Людвигом Николаи, владельцем усадьбы «Монрепо». Его идея состояла в том, чтобы посетитель совершал эмоциональное путешествие, последовательно открывая для себя один вид за другим. В таком духе парк развивался до начала ХХ века. Возвращение к первоначальной идее потребовало вырубки немалого количества деревьев. Но Смирнов убежден, что это правильный выбор.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7068) от 09.12.2021 под заголовком «Чем обогревались Николаи».
Комментарии