Застройку исторического центра Петербурга обсудили на конференции

Ежегодная конференция «Архитектура, закон, бизнес: поиск баланса» была посвящена теме проектирования и строительства в историческом центре Петербурга. Выяснилось, что не разобраны «юридические завалы» на пути, названном много лет назад «Как сохраняя, развивать, или развивая, сохранять».

Застройку исторического центра Петербурга обсудили на конференции | Фото: Pixabay / Tama66

Фото: Pixabay / Tama66

Об этом говорил Дмитрий Некрестьянов, юрист, который специализируется на недвижимости. Существуют три разных вида границ исторического центра Петербурга. Сразу оговоримся, что исторические пригороды с большими парками, не всегда входящими в состав музеев-заповедников, - это отдельная сложная история.

Итак, одни границы зафиксированы в документах, определяющих Петербург как объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Упрощая, это старая часть Петроградской стороны и Васильевского острова и левый берег Невы до Обводного канала. Вторые границы - охранных зон - определены 820-м городским законом. Это территория примерно в полтора раза больше. В нее входят участки в нецентральных районах. Например, вокруг Чесменской церкви и Чесменского дворца, вокруг бывших усадеб в Приморском районе и т. д.

С третьими границами сложнее всего. Это границы исторического поселения Санкт-Петербург. Проект этих границ (не обнародованный публично) был направлен городом на согласование в Министерство культуры четыре (!) года назад. Потом была ведомственная переписка, но окончательного ответа нет до сих пор. По источникам, федеральные чиновники не согласны с подходом, когда историческое поселение представляет собой лоскутное одеяло из отдельных территорий.

Со своей стороны, градозащитные организации предлагают включить в границы нашего исторического поселения территорию объекта всемирного наследия плюс буферные зоны этого объекта, размер которых еще надо определить. А заодно при составлении списка предметов охраны исторического поселения включить туда неохраняемые сейчас здания советского периода.

Еще две важные темы затронул Некрестьянов. Прежний состав федерального правительства подготовил проект закона, по которому любой проект нового строительства или реконструкции на территории объекта всемирного наследия необходимо согласовывать в ЮНЕСКО. Но эта организация не является разрешительным органом и не имеет физической возможности рассматривать потоки бумаг. ЮНЕСКО может направить экспертов только в том в случае, когда речь идет о крупных проектах. Как было с «Охта-центром». К счастью, проект до Госдумы не дошел, но проблема «новое строительство - сохранение всемирного наследия» осталась.

Другой сюжет: необходимость ускорить принятие решений о включении или невключении выявленных объектов культурного наследия в списки памятников архитектуры. Таких объектов в Петербурге более двух тысяч. Бюджетных средств на проведение историко-культурных экспертиз, которые одновременно определят предметы охраны объектов, хватает на несколько десятков объектов в год. Некрестьянов видит выход в принятии федерального закона о городах федерального подчинения. Их всего три - Москва, Петербург и Севастополь. И там среди прочего можно закрепить выделение средств на проведение упомянутых экспертиз.

#архитектура #культурное наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (6631) от 25.02.2020 под заголовком «Безграничные возможности».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?