Застройку исторического центра Петербурга обсудили на конференции
Ежегодная конференция «Архитектура, закон, бизнес: поиск баланса» была посвящена теме проектирования и строительства в историческом центре Петербурга. Выяснилось, что не разобраны «юридические завалы» на пути, названном много лет назад «Как сохраняя, развивать, или развивая, сохранять».
Фото: Pixabay / Tama66
Об этом говорил Дмитрий Некрестьянов, юрист, который специализируется на недвижимости. Существуют три разных вида границ исторического центра Петербурга. Сразу оговоримся, что исторические пригороды с большими парками, не всегда входящими в состав музеев-заповедников, - это отдельная сложная история.
Итак, одни границы зафиксированы в документах, определяющих Петербург как объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Упрощая, это старая часть Петроградской стороны и Васильевского острова и левый берег Невы до Обводного канала. Вторые границы - охранных зон - определены 820-м городским законом. Это территория примерно в полтора раза больше. В нее входят участки в нецентральных районах. Например, вокруг Чесменской церкви и Чесменского дворца, вокруг бывших усадеб в Приморском районе и т. д.
С третьими границами сложнее всего. Это границы исторического поселения Санкт-Петербург. Проект этих границ (не обнародованный публично) был направлен городом на согласование в Министерство культуры четыре (!) года назад. Потом была ведомственная переписка, но окончательного ответа нет до сих пор. По источникам, федеральные чиновники не согласны с подходом, когда историческое поселение представляет собой лоскутное одеяло из отдельных территорий.
Со своей стороны, градозащитные организации предлагают включить в границы нашего исторического поселения территорию объекта всемирного наследия плюс буферные зоны этого объекта, размер которых еще надо определить. А заодно при составлении списка предметов охраны исторического поселения включить туда неохраняемые сейчас здания советского периода.
Еще две важные темы затронул Некрестьянов. Прежний состав федерального правительства подготовил проект закона, по которому любой проект нового строительства или реконструкции на территории объекта всемирного наследия необходимо согласовывать в ЮНЕСКО. Но эта организация не является разрешительным органом и не имеет физической возможности рассматривать потоки бумаг. ЮНЕСКО может направить экспертов только в том в случае, когда речь идет о крупных проектах. Как было с «Охта-центром». К счастью, проект до Госдумы не дошел, но проблема «новое строительство - сохранение всемирного наследия» осталась.
Другой сюжет: необходимость ускорить принятие решений о включении или невключении выявленных объектов культурного наследия в списки памятников архитектуры. Таких объектов в Петербурге более двух тысяч. Бюджетных средств на проведение историко-культурных экспертиз, которые одновременно определят предметы охраны объектов, хватает на несколько десятков объектов в год. Некрестьянов видит выход в принятии федерального закона о городах федерального подчинения. Их всего три - Москва, Петербург и Севастополь. И там среди прочего можно закрепить выделение средств на проведение упомянутых экспертиз.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (6631) от 25.02.2020 под заголовком «Безграничные возможности».
Комментарии