В Петербурге открылась выставка к 75-летию со дня рождения Георгия Тараторкина

Выставка «Благословляю все, что было...», приуроченная к 75-летию со дня рождения народного артиста РСФСР Георгия Тараторкина, открылась в Музее театрального и музыкального искусства. Открытие должно было состояться еще весной – актер родился 11 января 1945 года – однако из-за карантина его пришлось отложить.

В Петербурге открылась выставка к 75-летию со дня рождения Георгия Тараторкина | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Народу на вернисаже было немного – в этот день как раз разыгрался ураган. Но выставка продлится целый месяц, советую всем, кто любил артиста, дойти до музея.

А любили его многие. Множество людей моего поколения и старше были поклонниками ТЮЗа в годы, когда им руководил Зиновий Корогодский. Он собрал звездный состав: Антонина Шуранова и Александр Хочинский, Николай Иванов, Ирина Соколова... И, конечно, Георгий Тараторкин. Петр Шмидт в «После казни прошу...». Гамлет в шекспировской трагедии и Борис Годунов в пушкинской. Везде он был незабываемым. Кто видел, помнят до сих пор.

Ну а кто не видел на сцене, скорее всего, видели в кино.

Георгию Тараторкину было 23 года, когда кинорежиссер Лев Кулиджанов, искавший артиста на роль Родиона Раскольникова, увидел его в «После казни прошу...» И пригласил на пробы. Это было точное попадание. Психофизика артиста идеально соответствовала образу героя «Преступления и наказания» – худой, высокий, нервный. Красивый. Словно впитавший с рождения всю эту петербургскую мистику.

Так сложилось, что он на волне успеха должен был оставить ТЮЗ. Никаких интриг, конфликтов – по семейным обстоятельствам.

– В том, что папа уехал в Москву, виноват я, – пошутил на вернисаже сын Георгия Тараторкина Филипп. – Когда я родился, мама (писательница и актриса Елена Маркова. – Прим. автора) сказала папе, что пора перестать жить на два города. И он переехал в Москву.

Там его пригласили в Театр им. Моссовета. Руководил им тогда Юрий Завадский (это ему когда-то юная Цветаева посвятила стихотворение «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны...»). Режиссер пригласил Тараторкина сыграть Раскольникова в спектакле «Петербургские сновидения».

– Папа часто рассказывал, как после премьеры Завадский сказал ему: «Я про это спектакль не ставил. Но я благодарен тебе, что ты это сыграл», – вспомнил Филипп Георгиевич.

«Достоевская» линия продолжилась потом в его творчестве – он сыграл на сцене и Ивана Карамазова, и Свидригайлова.

Еще одним любимым писателем артиста был Александр Блок.

Так совпало, что за месяц до вернисажа, в день памяти поэта Серебряного века, Музей Блока опубликовал в соцсетях видео. На экране Георгий Тараторкин читает Блока. Поэты не любят, когда артисты читают их стихи. Часто у артистов получается слишком «жирно», утрированно эмоционально, с неправильно расставленными смысловыми акцентами. Но есть исключения. Тараторкин читает волшебно, послушайте при возможности.

Филипп Тараторкин напомнил известную историю о хранящейся в семье реликвии – фотографии Блока, сделанной Наппельбаумом. Когда Тараторкин сыграл Блока в фильме-спектакле Вячеслава Спесивцева «Версия», Раневская пришла в восторг. И подарила ему снимок Блока, полученный ею от Ахматовой. А уж Ахматовой подарил сам Блок. Так, через три рукопожатия, произошла эта мистическая встреча артиста с поэтом.

– Мне кажется, он и в советском Ленинграде оставался самым настоящим петербуржцем, – сказал на вернисаже Лев Додин, главный режиссер МДТ. – С Юрочкой я работал в ТЮЗе в 1967 году над спектаклем «После казни прошу...». Контакт у нас установился с первых же репетиций. Нам было о чем поговорить. А эти наши разговоры потом как-то выливались в спектакле. Для меня он был больше, чем артист. Он не просто играл человеческий дух. В нем самом этот дух жил, вибрировал, в нем были внутренний свет и благородство. И было непонятно, играл ли он Петра Шмидта. Или он чувствовал себя лейтенантом Шмидтом.

– Он как-то так был природой скроен, что рядом с ним тебя словно выпрямляло. И его художественное обаяние, мне кажется, с этим связано, – сказал в своем выступлении режиссер Театра поколений Данила Корогодский, сын Зиновия Корогодского.

Дизайн выставки элегантен и строг, все сделано в петербургском стиле: контрасты черного и белого, геометрия, четкий ритм. В экспозиции много документов, фотографий, афиш, программок. Всего этого бумажного шлейфа, оставляемого любой человеческой жизнью в доцифровую эпоху.

– В оформлении выставки мы использовали крупно набранные цитаты из записных книжек папы, – поделился с вашим корреспондентом Филипп Тараторкин. – Эти книжки хранятся у нас в семейном архиве. Он начал делать записи, когда работал в ТЮЗе. Сначала конспектировал слова Корогодского на репетициях. А потом начал добавлять собственные размышления. Интересно следить за ходом его мыслей, потому что видна работа над ролью.

– Будут ли они изданы?

– Да, мы бы хотели выпустить сборник о папе, где чередовались бы его записки с воспоминаниями тех, кто его знал и любил, со статьями театроведов и критиков.

Выставка продлится до 12 октября.

#выставка #день рождения #актер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6765) от 17.09.2020 под заголовком ««Зал – не дышал»».


Комментарии