В Главном штабе открылась выставка Сокурова о творчестве Рембрандта

Вчера Эрмитаж открыл для публики в Белом зале Главного штаба выставку «Lk 15, 11 - 32. Рембрандт. Посвящение. Александр Сокуров».

В Главном штабе открылась выставка Сокурова о творчестве Рембрандта | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Из названия ясно, что на создание мультимедийной инсталляции режиссера вдохновила картина Эрмитажа - «Возвращение блудного сына», созданная великим голландским живописцем на основе притчи об отцовской любви и всепрощении из Евангелия от Луки: из главы 15, стихи 11- 32.

Открывая выставку, Сокуров не раз повторил, что для него «Притча о блудном сыне» - сюжет не религиозный, а общечеловеческий. Он и переосмыслен с точки зрения современного человека на языке скульптуры, живописи, видеопроизведений и музыки.

Изображение «вышло из рамы» (или зритель вошел в картину). Героев притчи можно рассмотреть вблизи и со всех сторон, заглянуть в лицо раскаявшегося сына. История об отцовской любви и всепрощении разыгрывается на фоне трагических современных событий - на экранах кадры разрушений, война на Ближнем Востоке...

Выставка в Эрмитаже - новая версия проекта, представленного в Российском павильоне на Венецианской биеннале современного искусства в прошлом году. Там в погруженном во тьму помещении лилась кровь и в огне гибли люди под ногами у главных героев. Подняться по ступеням и оказаться «лицом к лицу» со скульптурной группой, сошедшей с полотна Рембрандта, для зрителей в эмоциональном плане было испытанием. Не все с ним справились.

Как говорит Сокуров, эрмитажная версия в эмоциональном воздействии что-то потеряла, но она дополнена, расширена и получила продолжение. Здесь есть «мастерская» Рембрандта с мольбертом, кистями, красками, эскизом к картине «Блудный сын». Рядом «мастерская Сокурова» - его рабочая кухня, где он собирает и прикрепляет на стенд сюжеты, заметки, фотографии, эскизы скульптур на разных этапах работы.В центре зала в большом зеркале отражаются фигуры отца и его заблудшего сына. На стенах видео с кадрами разрушений. В дальней части инсталляции скульптурная группа, которой не было в Венеции: те же отец и сын, но уже не в примиряющей позе, а в схватке. «Схватка» - часть инсталляции, которой автор решил продолжить сюжет.

Все привыкли к мысли, что сын пришел и покаялся. Но что он сделает потом? С каким багажом страданий и жизненного опыта вернулся? Не исключено, что пойдет против отца.

И, наконец, финал, где в большом зеркале отражается металлический каркас скульптурной группы «Схватка». Этот каркас, на который наращивается материал, - реальный этап работы над скульптурой. На фоне горящего города, сцен апокалипсиса мы видим, что каркасы фигур дополнены листьями, ветками, гнездом птиц... В этом можно увидеть надежду на зарождение новой жизни.

Воплотить трансформацию картины Рембрандта, задуманную Сокуровым, помогли скульпторы Владимир Бродарский и Екатерина Пильникова. Музыку к проекту написал композитор Андрей Сигле.

#выставка #Эрмитаж #художники #Главный штаб

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6765) от 17.09.2020 под заголовком «Изображение вышло из рамы».


Комментарии