В Главном штабе открылась выставка Сокурова о творчестве Рембрандта

Вчера Эрмитаж открыл для публики в Белом зале Главного штаба выставку «Lk 15, 11 - 32. Рембрандт. Посвящение. Александр Сокуров».

В Главном штабе открылась выставка Сокурова о творчестве Рембрандта | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Из названия ясно, что на создание мультимедийной инсталляции режиссера вдохновила картина Эрмитажа - «Возвращение блудного сына», созданная великим голландским живописцем на основе притчи об отцовской любви и всепрощении из Евангелия от Луки: из главы 15, стихи 11- 32.

Открывая выставку, Сокуров не раз повторил, что для него «Притча о блудном сыне» - сюжет не религиозный, а общечеловеческий. Он и переосмыслен с точки зрения современного человека на языке скульптуры, живописи, видеопроизведений и музыки.

Изображение «вышло из рамы» (или зритель вошел в картину). Героев притчи можно рассмотреть вблизи и со всех сторон, заглянуть в лицо раскаявшегося сына. История об отцовской любви и всепрощении разыгрывается на фоне трагических современных событий - на экранах кадры разрушений, война на Ближнем Востоке...

Выставка в Эрмитаже - новая версия проекта, представленного в Российском павильоне на Венецианской биеннале современного искусства в прошлом году. Там в погруженном во тьму помещении лилась кровь и в огне гибли люди под ногами у главных героев. Подняться по ступеням и оказаться «лицом к лицу» со скульптурной группой, сошедшей с полотна Рембрандта, для зрителей в эмоциональном плане было испытанием. Не все с ним справились.

Как говорит Сокуров, эрмитажная версия в эмоциональном воздействии что-то потеряла, но она дополнена, расширена и получила продолжение. Здесь есть «мастерская» Рембрандта с мольбертом, кистями, красками, эскизом к картине «Блудный сын». Рядом «мастерская Сокурова» - его рабочая кухня, где он собирает и прикрепляет на стенд сюжеты, заметки, фотографии, эскизы скульптур на разных этапах работы.В центре зала в большом зеркале отражаются фигуры отца и его заблудшего сына. На стенах видео с кадрами разрушений. В дальней части инсталляции скульптурная группа, которой не было в Венеции: те же отец и сын, но уже не в примиряющей позе, а в схватке. «Схватка» - часть инсталляции, которой автор решил продолжить сюжет.

Все привыкли к мысли, что сын пришел и покаялся. Но что он сделает потом? С каким багажом страданий и жизненного опыта вернулся? Не исключено, что пойдет против отца.

И, наконец, финал, где в большом зеркале отражается металлический каркас скульптурной группы «Схватка». Этот каркас, на который наращивается материал, - реальный этап работы над скульптурой. На фоне горящего города, сцен апокалипсиса мы видим, что каркасы фигур дополнены листьями, ветками, гнездом птиц... В этом можно увидеть надежду на зарождение новой жизни.

Воплотить трансформацию картины Рембрандта, задуманную Сокуровым, помогли скульпторы Владимир Бродарский и Екатерина Пильникова. Музыку к проекту написал композитор Андрей Сигле.

#выставка #Эрмитаж #художники #Главный штаб

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6765) от 17.09.2020 под заголовком «Изображение вышло из рамы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?