Пепел помнит все. В Эрмитаже открылась выставка художника Чжан Хуаня

Эрмитаж открыл выставку одного из самых успешных современных китайских художников Чжан Хуаня «В пепле истории». Она готовилась два года, вернисаж планировался в мае. Вмешался карантин, ящики с экспонатами пересекли море, долго путешествовали по суше. Автор переживал пандемию на своей художественной студии-фабрике в Шанхае, продолжая работать над проектом для Эрмитажа.

Пепел помнит все. В Эрмитаже открылась выставка художника Чжан Хуаня | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

У Чжан Хуаня классическое для китайской и советской художественной школы образование. Он родом из провинции Хэнань, живописи обучался в местном университете, степень магистра получил в Академии художеств в Пекине. В молодости восхищался произведениями Рембрандта, Джакометти, Жан-Франсуа Милле.

Известность в Китае, а затем и в США художнику принесли перформансы на актуальные социальные темы, будь то адаптация эмигрантов в Америке или принуждение к абортам в рамках китайской государственной программы «Одна семья – один ребенок». В качестве художественного материала он использовал собственное тело. С 1998-го по 2006 год Чжан Хуань жил в Нью-Йорке. Его перформансы принимали американские музеи и музеи других стран.

В середине 2000-х годов он вернулся в Китай. В пригороде Шанхая создал огромную мастерскую, где сотня молодых художников, ремесленников и техников помогает воплотить в жизнь его многочисленные проекты в живописи, скульптуре, печати, инсталляции и перформансе.

В творчестве Чжан Хуань умело сочетает западные художественные приемы с традиционной китайской культурой. Ему нравятся редкие материалы. В списке пепел благовоний буддийских храмов, резные старые деревянные двери, акрил и бумага. Все это присутствует на выставке в Эрмитаже, развернутой в Аванзале, Николаевском зале и Западине Восточной галереи Зимнего дворца.

Проект «В пепле истории» объединил больше трех десятков работ в разных техниках. Многие родились под впечатлением от прошлогоднего посещения автором Эрмитажа и Петербурга. Тематически их можно разделить: политика, религия, искусство.

Почти всю стену Николаевского зала занимает сорокаметровый групповой портрет членов Компартии КНР «15 июня 1964 года», написанный пеплом от благовоний из буддийских храмов. В той же технике созданы картины «Октябрьская революция», «Иван Грозный и сын его Иван», «Возвращение блудного сына»...

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Интересна серия «Мой Зимний дворец», представляющая собой смешение фотографии и резьбы по дереву. Часть деревянных рельефов выполнена по мотивам живописных произведений из эрмитажного собрания: «Даная» Тициана, «Флора» Рембрандта, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи и других.

«Красная серия» – новая в творчестве художника, его возвращение к живописи. Для работ, объединенных названием «Реинкарнация», характерно использование красного цвета на стерильно белом фоне.

К выставке «В пепле истории» приурочен и показ скульптуры «Эрмитажный Будда» во дворе Зимнего дворца. Последние десять лет Чжан Хуань создает большие скульптурные конструкции – масштабные образы Будды из разных материалов. 

Во время «культурной революции» в Китае буддийские монастыри и храмы были разорены. Скульптуры Будды разбиты, осколки преданы забвению. Теперь их достают из земли, отмывают и возвращают на алтари. Иногда одну скульптуру собирают из фрагментов нескольких. Чжан Хуань совершает паломничества в тибетские храмы. Вдохновение для «Эрмитажного Будды» он нашел во фрагментах статуй, собранных на Тибете.

#выставка #Эрмитаж #Китай

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (6764) от 16.09.2020 под заголовком «Пепел помнит все».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?