Пепел помнит все. В Эрмитаже открылась выставка художника Чжан Хуаня

Эрмитаж открыл выставку одного из самых успешных современных китайских художников Чжан Хуаня «В пепле истории». Она готовилась два года, вернисаж планировался в мае. Вмешался карантин, ящики с экспонатами пересекли море, долго путешествовали по суше. Автор переживал пандемию на своей художественной студии-фабрике в Шанхае, продолжая работать над проектом для Эрмитажа.

Пепел помнит все. В Эрмитаже открылась выставка художника Чжан Хуаня | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

У Чжан Хуаня классическое для китайской и советской художественной школы образование. Он родом из провинции Хэнань, живописи обучался в местном университете, степень магистра получил в Академии художеств в Пекине. В молодости восхищался произведениями Рембрандта, Джакометти, Жан-Франсуа Милле.

Известность в Китае, а затем и в США художнику принесли перформансы на актуальные социальные темы, будь то адаптация эмигрантов в Америке или принуждение к абортам в рамках китайской государственной программы «Одна семья – один ребенок». В качестве художественного материала он использовал собственное тело. С 1998-го по 2006 год Чжан Хуань жил в Нью-Йорке. Его перформансы принимали американские музеи и музеи других стран.

В середине 2000-х годов он вернулся в Китай. В пригороде Шанхая создал огромную мастерскую, где сотня молодых художников, ремесленников и техников помогает воплотить в жизнь его многочисленные проекты в живописи, скульптуре, печати, инсталляции и перформансе.

В творчестве Чжан Хуань умело сочетает западные художественные приемы с традиционной китайской культурой. Ему нравятся редкие материалы. В списке пепел благовоний буддийских храмов, резные старые деревянные двери, акрил и бумага. Все это присутствует на выставке в Эрмитаже, развернутой в Аванзале, Николаевском зале и Западине Восточной галереи Зимнего дворца.

Проект «В пепле истории» объединил больше трех десятков работ в разных техниках. Многие родились под впечатлением от прошлогоднего посещения автором Эрмитажа и Петербурга. Тематически их можно разделить: политика, религия, искусство.

Почти всю стену Николаевского зала занимает сорокаметровый групповой портрет членов Компартии КНР «15 июня 1964 года», написанный пеплом от благовоний из буддийских храмов. В той же технике созданы картины «Октябрьская революция», «Иван Грозный и сын его Иван», «Возвращение блудного сына»...

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Интересна серия «Мой Зимний дворец», представляющая собой смешение фотографии и резьбы по дереву. Часть деревянных рельефов выполнена по мотивам живописных произведений из эрмитажного собрания: «Даная» Тициана, «Флора» Рембрандта, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи и других.

«Красная серия» – новая в творчестве художника, его возвращение к живописи. Для работ, объединенных названием «Реинкарнация», характерно использование красного цвета на стерильно белом фоне.

К выставке «В пепле истории» приурочен и показ скульптуры «Эрмитажный Будда» во дворе Зимнего дворца. Последние десять лет Чжан Хуань создает большие скульптурные конструкции – масштабные образы Будды из разных материалов. 

Во время «культурной революции» в Китае буддийские монастыри и храмы были разорены. Скульптуры Будды разбиты, осколки преданы забвению. Теперь их достают из земли, отмывают и возвращают на алтари. Иногда одну скульптуру собирают из фрагментов нескольких. Чжан Хуань совершает паломничества в тибетские храмы. Вдохновение для «Эрмитажного Будды» он нашел во фрагментах статуй, собранных на Тибете.

#выставка #Эрмитаж #Китай

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (6764) от 16.09.2020 под заголовком «Пепел помнит все».


Комментарии