Заколдовать пирамиду хаоса. Со дня рождения Станислава Лема – 100 лет

Существует предположение, что родился этот писатель все-таки 13-го, но из суеверия в метрике записали другое число – чтобы избежать несчастий. Так что мир отметит столетие со дня рождения польского писателя Станислава Лема 12 сентября.

Заколдовать пирамиду хаоса. Со дня рождения Станислава Лема – 100 лет | Станислав Лем в 1966 году. Фото: Wikimedia Commons / GNU Free Documentation License

Станислав Лем в 1966 году. Фото: Wikimedia Commons / GNU Free Documentation License

«Чем было все то, в результате чего я появился на свет и, хотя смерть угрожала мне множество раз, выжил и стал писателем, и к тому же писателем, который пытается сочетать огонь и воду, фантастику и реализм? Неужели всего лишь равнодействующей длинного ряда случайностей? Или же тут было некое предопределение...» – задавался он вопросом в автобиографии «Моя жизнь».

Свободный полет фантазии сочетается в книгах Станислава Лема с железной математической логикой. Но вот в чем сложность – он понимал, что законами физики и математики мир все же объяснить нельзя. В «Расследовании» он писал, что математическая гармония мира – всего лишь наша попытка заколдовать пирамиду хаоса.

До конца месяца в Петербурге на автобусной остановке у Гостиного двора будет висеть плакат с одной из цитат Лема: «У каждой технологии есть хорошая и плохая стороны, и польза, которую людям приносят плоды познания, зависит от них самих». Польский институт в Санкт-Петербурге приглашает принять участие в «лемовском челлендже». Поделитесь в социальных сетях своими фотографиями на фоне плаката, а также размышлениями о его содержании под хэштегом LemWPetersburgu или ЛемВПетербурге.

Сам писатель относился к бурному развитию технологий осторожно, не слишком доверяя возможности человека использовать знания только во благо и полагая, что у прогресса есть темная сторона.

Лем, который предсказал появление Интернета и разработал в своем философском трактате «Сумма технологии» (1964 г.) концепцию виртуальной реальности (он называл ее фантоматикой), так и не привык к компьютеру. Все его книги написаны по старинке – на машинке. «Эдем», «Непобедимый», «Возвращение со звезд», «Звездные дневники Ийона Тихого», «Глас Господень»... И потрясающий, несравненный «Солярис».

Дебютировал Лем в польском журнале «Новый мир приключений», где напечатали его рассказ «Человек с Марса». Тогда у него уже был готов и реалистический роман «Больница Преображения», но вышла книга только в 1955 году – из-за проблем с цензурой. Не это ли обстоятельство подтолкнуло его сделать выбор в пользу научной фантастики?

На недавнем фестивале польского кино в Петербурге состоялся спецпоказ одноименного фильма Эдварда Жебровского, посвященный 100-летию со дня рождения писателя. Фильм тяжелый – действие происходит в 1939 году, в самом начале Второй мировой войны, когда немецкие войска вошли в Польшу. Нацисты собираются уничтожить всех пациентов психиатрической больницы, возглавляемой доктором Паёнчковским. Перед врачами стоит выбор – защищать подопечных, рискуя собственной жизнью, или пойти на сотрудничество с немцами?

В СССР Лема полюбили сразу и навсегда. Его популярность началась после выхода в свет романа «Астронавты», который издали тиражом 2,5 миллиона экземпляров.

В 1962 году Дмитрий Брускин перевел на русский язык роман «Солярис». Книга мгновенно стала культовой.

В 1972 году Андрей Тарковский снял по роману фильм с Донатасом Банионисом и Натальей Бондарчук в главных ролях. Лем не принял трактовку режиссера категорически. Как известно, он говорил, что Тарковский снял «Преступление и наказание», а не «Солярис».

Но у кино свои законы. Телеспектакль «Солярис», созданный в 1968 году Борисом Ниренбургом, более точно следует тексту и логике романа. Но попробуйте посмотреть (он есть в Сети) – скучно. И это несмотря на блестящие актерские работы Василия Ланового, Владимира Этуша, Виктора Зозулина. А «Солярис» Тарковского – один из лучших фильмов мирового кинематографа.

В последние годы Лем не писал фантастические романы. Он говорил, что принял такое решение после того, как некоторые высказанные в книгах идеи, казавшиеся исключительно фантастическими, стали вдруг, как бы сами собой, проявляться в реальности: «И вот тогда я решил, что нужно сдерживать себя, а то вдруг додумаюсь до чего-нибудь такого, что мне уже совершенно не понравится».

Как, например, получилось с Интернетом, появление которого Лем предсказал, а когда тот стал реальностью, разочаровался: «Пока я не пользовался Интернетом, не знал, что на свете столько идиотов».

#литература #книги #писатель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7007) от 10.09.2021 под заголовком «Заколдовать пирамиду хаоса».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?