В Инженерном замке представили разные стороны ада

Одновременный показ в Инженерном замке выставки живописи и графики Александра Семенцова «Болевой синдром» и скульптурного проекта Василия Клюкина In Dante Veritas (о нем мы сообщали) - чистая случайность. Но это обстоятельство пошло на пользу обоим, показав разные художнические стратегии при работе на сходные темы - ад, война, апокалипсис.

В Инженерном замке представили разные стороны ада | «Кто мы?». Репродукция. ФОТО АВТОРА

«Кто мы?». Репродукция. ФОТО АВТОРА

Клюкин (родился в 1976 году) - успешен, уверен в себе, его скульптуры стерильны и выверены, авторские пояснения понятны. Семенцов (1941 - 2005) создавал «растерзанные» полотна, умышленно или неявно отсылая к серии гравюр Гойи «Бедствия войны» и к «Гернике» Пикассо. Многофигурные композиции художника, посвященные недавней войне в Абхазии, кажутся незаконченными. От этого усиливается впечатление трагичности изображаемых событий. Словно автор взялся было за картину, но потом обстоятельства заставили его бросить начатое и заняться другими сюжетами.

Семенцов родился в Керчи, вырос в Тбилиси, где окончил физико-математический факультет университета. И одновременно там же учился в Академии художеств у Василия Шухаева, опальной звезды Серебряного века. Потом была работа физиком в Сухуми, альпинистом-спасателем на Кавказе, профессиональным советским живописцем.

В 1992 году Семенцов оказался в центре грузино-абхазского конфликта. Трагические ощущения тех событий не оставляли его до конца дней. Они отразились в 67 работах, в основном из собрания дочери художника, объединенные автором в графическую серию «Лезвие» и последующую живописную серию «Апокалипсис».

Название выставки «Болевой синдром» происходит из вступительной статьи для каталога Александра Боровского, заведующего отделом новейших течений ГРМ. Он пишет о том, что Семенцов не стал документировать события, даже если графические листы имеют названия «Беженцы», «Бойня», Бункер», «Вторжение».

Художник прибегает к испытанному веками приему евангельской притчи, в его произведениях без названий и даже обозначенных географически - «Верхние Эшеры» и «Перевал Саакен» - легко считываются несение креста, распятие, снятие с креста... Одна из акварелей напоминает сюжет о христианке Дирцее, привязанной к быку по приказу жестокого римского императора Нерона. В редких случаях Семенцов напрямую обращается с вопросом к зрителю, как это происходит в акварелях «Придет весна, вернутся дети?» или «Кто мы?».

Выйдя из залов Инженерного замка, где показаны произведения Семенцова, оказываешься во дворе перед работами Клюкина. Если для скульптора апокалипсис - нечто далекое и абстрактное, то художник заглянул ему в лицо. 

Материал был опубликован в газете под № 119 (6228) от 05.07.2018 под заголовком «».

#Выставка #Русский музей #Инженерный замок

Комментарии