2Vtzqv4Hz9U

Заглянуть бы в будущее. Выставка «Искусство фоторепортажа» открылась в Петербурге

«Искусство фоторепортажа: Северо-Запад глазами журналистов ТАСС» - так называется выставка, открывшаяся в Архивном центре на Таврической ул., 39. На ней более двухсот работ, выполненных 56 фотографами. Это срез времени - с конца 1930-х годов и до сегодняшнего дня. Ключевые моменты, касающиеся самых разных сторон жизни нашего города.

Заглянуть бы в будущее. Выставка «Искусство фоторепортажа» открылась в Петербурге | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Мы рассказываем о мастерах, чьи работы хранятся в нашем архиве. Нам передано более 55 тысяч негативов ЛенТАСС. Готовя выставку, просмотрели практически всю коллекцию, чтобы выбрать самые лучшие снимки, отражающие дух эпохи, - рассказала директор Центрального госархива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга Оксана Морозан.

Рабочий день фотокоров - ненормированный. Вот почему их можно было встретить на улице города практически в любое время дня и ночи. Героями фоторепортажей становились люди самых разных профессий и занятий - учителя, врачи, рабочие, деятели культуры, а порой и просто горожане, случайно попавшие в кадр на улице...

Экспонатом выставки стал и фототелеграфный аппарат «Нева», предоставленный ТАСС. С его помощью изображение удавалось передавать на расстояние - до тех пор, пока не появился Интернет.

Особая тема - Великая Отечественная война. На выставке можно увидеть панораму Невского пятачка ноября 1941 года, составленную из восьми снимков фотокорреспондента ТАСС Всеволода Тарасевича. Покрытая льдом Нева, кажущийся безлюдным берег, изрытый окопами и воронками и слегка припорошенный снегом...

- Раньше эти кадры показывали отдельными фрагментами, сейчас мы собрали все фрагменты, «склеив» их максимально точно с помощью компьютерной программы, - поясняет Морозан. - В таком виде прежде она никогда не воспроизводилась.

Не секрет, что в советскую эпоху фоторепортажи должны были прежде всего запечатлевать трудовые достижения, успехи социалистического строительства. Передовые бригады, новые дома и заводы, первомайские и ноябрьские демонстрации...

Однако все меняется очень быстро. Когда в 1989 году фотокор ЛенТАСС Иван Куртов запечатлел, как безногому, но жизнерадостному ветерану на инвалидной тележке в День Победы отдают честь воспитанники Нахимовского училища, то многие газеты этот снимок «забраковали». Мол, к чему такой натурализм? Что, нет здоровых фронтовиков?

Но когда на следующий год снимок получил престижную премию World Press Photo в номинации «Повседневная жизнь», фотография сразу же появилась на первых страницах всех изданий. А изображенный на ней Анатолий Голимбиевский, который в первом составе десанта морской пехоты высадился в сентябре 1943-го в Цемесской бухте под Новороссийском, стал героем многих публикаций.

Ветеран фотожурналистики Юрий Белинский признался, что работает над мемуарами - описывает свой путь в ТАСС. Найдет в нем место и фотография, на которой он изображен еще школьником, в 1952 году. Этот снимок тоже можно увидеть на выставке: дети предъявляют билеты кондуктору на Детской железной дороге.

- Интереснее всего, что Павел Федотов, в объектив которого я попал совершенно случайно, стал потом моим наставником в ЛенТАСС, - пояснил Белинский.

К тому, что сегодня фотография стала массовой - почти каждый второй делает снимки на мобильный телефон - Юрий Белинский относится спокойно. Фотографов много не бывает. К тому же, перефразируя слова поэта, нам не дано предугадать, что будет интересно даже через пять - десять лет.

Простой пример: когда три года назад президентом США стал Дональд Трамп, вспомнили, что еще в конце 1980-х годов питерский тассовец Максим Блохин по заданию московской редакции фотографировал бизнесмена, когда тот приезжал в Ленинград. Но тогда тем снимкам никто не придал никакого значения...

- А теперь на меня обрушился буквально шквал звонков: как найти Блохина? - говорит Белинский. - Вообще очень хочется заглянуть в будущее.

#фотография #выставка #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (6535) от 30.09.2019 под заголовком «Заглянуть бы в будущее».


Комментарии