Ювелир двора. Чем интересна выставка работ Фаберже в Зимнем дворце
В Гербовом зале Зимнего дворца до середины марта открыта экспозиция «Фаберже – ювелир Императорского двора». В этом году исполнилось сто лет со дня смерти Карла Фаберже, знаменитого ювелира, реставратора, предпринимателя. Все грани его таланта представлены на выставке.
ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
В самой первой витрине – миниатюрная копия императорских регалий (большая и малая короны, держава и скипетр – золото, серебро, платина, бриллианты, жемчуг, сапфиры). Эта работа принесла Фаберже золотую медаль на Парижской всемирной выставке 1900 года и международную славу. «Показанные им... вещи находятся на пределе совершенства, там, где ювелирное изделие превращается в произведение искусства» – так отзывались о творении русского мастера члены жюри.
Однако, прежде чем Фаберже было позволено создать этот шедевр, он, по свидетельству директора Императорского Эрмитажа Александра Васильчикова, «15 лет занимался безвозмездно при Императорском Эрмитаже починкою разных античных золотых и серебряных вещей, никогда не отказывался быть в качестве оценщика для точного определения достоинства, качеств и ценности камней при приобретениях...».
Пятнадцать лет безвозмездной и безукоризненной работы при дворе стали для Фаберже великолепной школой. Перед ним открылись огромные коллекции Галереи драгоценностей Зимнего дворца, собрания императриц Елизаветы и Екатерины II – прекрасные эмали, украшения и табакерки парижских и немецких ювелиров XVIII века, новейшие поступления из русских археологических экспедиций. Копируя «греческого дела предметы», он освоил навыки реставратора, познал уже забытые технические и художественные приемы ювелиров прошлых времен.
Источником вдохновения для работы, принесшей ему первый серьезный успех, стал знаменитый Керченский клад, который он реставрировал. После Всероссийской промышленно-художественной выставки, которая прошла в Москве в 1882 году – на ней Фаберже представил копии керченских находок, – императрица Мария Федоровна «осчастливила» ювелира первой покупкой (она приобрела пару запонок с изображением цикад). А спустя еще три года мастер получил заказ от царя на первое пасхальное яйцо с сюрпризом. Оно хранится теперь в петербургском Музее христианской культуры и тоже представлено на выставке. По сути своей яйцо напоминает матрешку: в золотом, покрытом белой эмалью футляре скрывается золотой же «желток», в нем – курочка, в курочке – копия императорской короны и рубиновые подвески.
ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
Есть в экспозиции и другие пасхальные яйца, а также диадемы, тиары и браслеты, принадлежавшие императрицам Марии Федоровне и Александре Федоровне, драгоценные броши и подвески. Рядом с ними Эрмитаж показывает резные фигурки из камня, серебряные чаши и братины, часы, портсигары, рамки для фотографий, изготовленные мастерами фирмы Фаберже. Эти изделия не столь роскошно оформлены, но отличаются элегантностью и тонкостью работы.
«Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчугов», – говорил Карл Фаберже. И подтверждал свои слова делом – предметы, которые создавались его фирмой, радуют не только и не столько обилием драгоценных материалов. Их отличают разнообразие техник (не все могут повторить современные ювелиры) и высокое мастерство исполнения.
Необыкновенно хороши вазы из многослойного стекла, созданные в фирме Эмиля Галле, но органично дополненные серебряными оправами от Фаберже. И фигурки животных (льва, тюленя на льдине, улитки, хамелеона, кенгуру), вырезанные из камня. Известно, что поначалу Фаберже приобретал их на Петергофской и Колыванской фабриках, а его мастера только доводили изделия до совершенства. Однако со временем фирма стала изготавливать резных птиц и зверей в собственных мастерских.
К началу ХХ века на Фаберже работали лучшие камнерезы, мастера золотых и серебряных дел, эмальеры, граверы, литейщики, рисовальщики... Бизнес расширялся, набирал обороты, но началась Первая мировая война. Многие сотрудники ушли на фронт. И все-таки фирма не закрылась, она перестроилась на выпуск продукции «для нужд военного времени». В отдельной витрине представлены походный самовар с монограммами императора Николая II и наследника цесаревича Алексея, кастрюля, емкость для стерилизации и таз с надписью «Полевой военно-санитарный поезд # 142 имени Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны».
Для того чтобы собрать в Гербовом зале все эти вещи, Эрмитаж привлек к работе пять музеев, государственных и частных, – Музей Фаберже в Баден-Бадене, музеи-заповедники «Петергоф» и «Павловск», Русский национальный музей, Музей христианской культуры.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (6823) от 09.12.2020 под заголовком «Ювелир двора».
Комментарии