«Я всадник. Я воин. Я в поле один...». Каким был поэт Виктор Соснора
13 июля в Петербурге в Мариинской больнице на 84-м году жизни умер Виктор Соснора. Поэт милостью Божьей. Перечисление наград и премий (а у Сосноры их немало) в данном случае не требуется.

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС
Вся эта земная тщета и суета ничего не прибавит к его избранности.
Сам Виктор Александрович полагал, что поэтами рождаются, что существует какой-то специальный ген, дарующий человеку способность писать стихи.
Жизнь Виктора Сосноры была удивительной - это не преувеличение. Он родился в Алупке в семье цирковых артистов. Затем семья переехала в Ленинград, а вскоре началась война, блокада. Ребенком он пережил первую блокадную зиму, а потом по Ладоге, по Дороге жизни его вывезли из осажденного города и отправили к родственникам на Кубань. Но вышло так, что он попал из огня да в полымя и оказался на оккупированной немцами территории. На его глазах фашисты расстреляли партизанский отряд, которым командовал его дядя. Сам он спасся чудом. Так же, чудом, мальчика нашел отец, который воевал на фронте. Вместе с ним ребенок прошел всю войну.
В послевоенные годы учился на философском факультете Ленинградского университета, но не закончил. В армии служил на Новой Земле, где проходили испытания атомного оружия, и схватил дозу радиации.
Стихи начал писать в шестнадцать лет. Первую книгу стихов, «Январский ливень», опубликовал в 1962 году.
До нас дошло совсем мало его ранних стихов. В Сосноре, как говорил он сам, жила «жажда самосожжения». Многие ранние стихи он предал огню.
В 2011 году режиссер Владимир Непевный снял о Сосноре документальный фильм «Пришелец». Там есть архивные кадры, где Соснора сам читает свои стихи - это редкость.
А в архивах ленинградского радио чудом сохранилась раритетная запись - молодой Виктор Соснора, поэт-слесарь (он в молодости успел поработать на заводе), говорит о «Слове о полку Игореве», вернее о своем вольном поэтическом пересказе древнего текста, который оценил Дмитрий Лихачев. Ему 23 года, на дворе 1959 год, время «оттепели» и рождения так называемого второго авангарда, ярким представителем которого он считается.
Сам Виктор Соснора называл себя автодидактом (самоучка. - Прим. ред.). Но говорил, что всегда высоко ценил Державина, Жуковского, Пушкина, Блока. И, конечно, Хлебникова, Маяковского, Алексея Крученых, Василия Каменского. Родство с футуристами отмечали многие литературные критики.
В последние годы поэт тяжело болел, потерял слух, так что общаться мог только записками. Стихи свои читал по этой причине крайне редко. Одно из последних явлений поэта публике произошло на поэтическом фестивале «Петербургские мосты» несколько лет назад. Но и там он не выступал, только присутствовал. И несмотря на то что жильем его была самая прозаичная однокомнатная квартира в «спальном» районе на севере города, казалось, что он обитает в башне из слоновой кости. Наблюдает из окон-бойниц за планетами и звездами, общается с тенями прошлого, свободно путешествуя по эпохам и континентам и по тем недоступным простым смертным - запредельным - мирам, где обитают поэты.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127(6480) от 15.07.2019 под заголовком ««Я всадник. Я воин. Я в поле один...»».
Материалы рубрики
Дмитрий Шувалов — сквозь времена и дали
В Петербурге открылась культурная точка «Стрит-арт-хранение»
Выставка «Игра и страсть в русском изобразительном искусстве XVIII – XX вв.» открылась в Мурманске
Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков получил в дар более трех тысяч произведений искусства
Выставку «К резине! Сопротивление материала» представили в Петербурге
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии