«Я всадник. Я воин. Я в поле один...». Каким был поэт Виктор Соснора

13 июля в Петербурге в Мариинской больнице на 84-м году жизни умер Виктор Соснора. Поэт милостью Божьей. Перечисление наград и премий (а у Сосноры их немало) в данном случае не требуется.

«Я всадник. Я воин. Я в поле один...». Каким был поэт Виктор Соснора | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

Вся эта земная тщета и суета ничего не прибавит к его избранности.

Сам Виктор Александрович полагал, что поэтами рождаются, что существует какой-то специальный ген, дарующий человеку способность писать стихи.

Жизнь Виктора Сосноры была удивительной - это не преувеличение. Он родился в Алупке в семье цирковых артистов. Затем семья переехала в Ленинград, а вскоре началась война, блокада. Ребенком он пережил первую блокадную зиму, а потом по Ладоге, по Дороге жизни его вывезли из осажденного города и отправили к родственникам на Кубань. Но вышло так, что он попал из огня да в полымя и оказался на оккупированной немцами территории. На его глазах фашисты расстреляли партизанский отряд, которым командовал его дядя. Сам он спасся чудом. Так же, чудом, мальчика нашел отец, который воевал на фронте. Вместе с ним ребенок прошел всю войну.

В послевоенные годы учился на философском факультете Ленинградского университета, но не закончил. В армии служил на Новой Земле, где проходили испытания атомного оружия, и схватил дозу радиации.

Стихи начал писать в шестнадцать лет. Первую книгу стихов, «Январский ливень», опубликовал в 1962 году.

До нас дошло совсем мало его ранних стихов. В Сосноре, как говорил он сам, жила «жажда самосожжения». Многие ранние стихи он предал огню.

В 2011 году режиссер Владимир Непевный снял о Сосноре документальный фильм «Пришелец». Там есть архивные кадры, где Соснора сам читает свои стихи - это редкость.

А в архивах ленинградского радио чудом сохранилась раритетная запись - молодой Виктор Соснора, поэт-слесарь (он в молодости успел поработать на заводе), говорит о «Слове о полку Игореве», вернее о своем вольном поэтическом пересказе древнего текста, который оценил Дмитрий Лихачев. Ему 23 года, на дворе 1959 год, время «оттепели» и рождения так называемого второго авангарда, ярким представителем которого он считается.

Сам Виктор Соснора называл себя автодидактом (самоучка. - Прим. ред.). Но говорил, что всегда высоко ценил Державина, Жуковского, Пушкина, Блока. И, конечно, Хлебникова, Маяковского, Алексея Крученых, Василия Каменского. Родство с футуристами отмечали многие литературные критики.

В последние годы поэт тяжело болел, потерял слух, так что общаться мог только записками. Стихи свои читал по этой причине крайне редко. Одно из последних явлений поэта публике произошло на поэтическом фестивале «Петербургские мосты» несколько лет назад. Но и там он не выступал, только присутствовал. И несмотря на то что жильем его была самая прозаичная однокомнатная квартира в «спальном» районе на севере города, казалось, что он обитает в башне из слоновой кости. Наблюдает из окон-бойниц за планетами и звездами, общается с тенями прошлого, свободно путешествуя по эпохам и континентам и по тем недоступным простым смертным - запредельным - мирам, где обитают поэты.

#поэзия #русские поэты #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127(6480) от 15.07.2019 под заголовком ««Я всадник. Я воин. Я в поле один...»».


Комментарии