Я не дирижер! Пианист Борис Березовский – о работе в оркестре
В Большом зале Филармонии произошло уникальное событие: впервые концерт прошел без дирижера. Именно так захотел выступить с Заслуженным коллективом России симфоническим оркестром Филармонии выдающийся пианист Борис БЕРЕЗОВСКИЙ. Возможность услышать концерты для фортепиано с оркестром Чайковского, Прокофьева и Шостаковича получили не только те, кто купил билет, – велась прямая трансляция выступления. Как возникла подобная идея и что еще удивительного нам от него ожидать, маэстро рассказал Ирине СОРИНОЙ.

Фото Максима Григорьева/ТАСС
– Борис Вадимович, вы не занимаетесь пиаром, играете для подготовленной публики. В отличие от некоторых ваших коллег, которые не вылезают из телевизора.
– Я доволен своей публикой, я ее очень люблю. И не вижу здесь проблемы. Никогда не завидовал популярности эстрадных артистов – Валерию Леонтьеву, например, хотя я очень хорошо к нему отношусь, или Мадонне, или немецкой металл-группе Rammstein. Ведь у них миллионы слушателей!
А если говорить о моих коллегах, все зависит от вкуса публики, у каждого исполнителя свой круг слушателей.
– Наконец ваш эксперимент – выступление с большим симфоническим оркестром без дирижера – дошел и до нас.
– Во всех расписаниях оркестра, какой бы концерт ни исполнялся, про оркестр написано «аккомпанемент». Если оркестранты воспринимают себя и свою игру как аккомпанемент, результат не будет таким, каким должен быть. Концерт – это не противостояние, не борьба солиста с оркестром, а совместное творчество. Только так, по моему мнению, можно решить проблему восприятия себя оркестрантами. Если и солист не воспринимает себя частью оркестра, тогда точно нужен дирижер.
– Часто у дирижера одна концепция, у солиста – другая. Получается, как говорится, «два медведя в одной берлоге». Я правильно понимаю?
– Можно и так сказать. Но часто дирижер и солист в хороших отношениях, и их взгляды на исполняемое сочинение совпадают. Как играть – с дирижером или без него – личное дело каждого солиста. Я вижу в исполнении фортепианного концерта аналог игры в камерном ансамбле, только бо`льшим составом исполнителей. Мне вот так нравится, поэтому я так играю.
– Чтобы добиться нужного звучания, вы проводите всегда несколько репетиций. На них вы берете на себя функцию дирижера?
– Я категорически против того, чтобы мне приписывали функции дирижера! Я не дирижер. Я ничего не говорю, ничего не показываю. С каждым оркестром мы репетируем так же, как если бы репетировали, например, впятером квинтет Брамса: что-то обсуждаем, что-то можем друг другу предложить – это общение на равных.
– Накануне оркестр выступал под управлением Дмитрия Лисса. Я знаю, что вас с ним связывают давние дружеские отношения. Его Уральский академический филармонический оркестр был первым, с которым вы решились на эксперимент?
– Нет. Первым был Госоркестр России им. Е. Ф. Светланова. Мы постоянно с этим коллективом так играем, несколько раз в год.
– Вы берете высококлассные оркестры.
– Необязательно. Я играл и с очень средними оркестрами. И всегда это срабатывает. Конечно, качество исполнения не блестящее – порой музыканты играют фальшиво, но они и с дирижером играли бы фальшиво. Что касается ансамблевости, то здесь нет никаких проблем: оркестранты прекрасно отсчитывают такты и знают, где им вступать. Естественно, чем выше исполнительский уровень музыкантов оркестра, тем лучше результат.
– Вам нравится, как получилось у нас, с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Филармонии?
– Очень!
– Вам хватило двух репетиций?
– Да.
– Знаю, что в Екатеринбурге помимо оркестра Дмитрия Лисса у вас есть еще одна точка притяжения. К нам приезжал театр Николая Коляды, и он мне рассказывал, что вы изъявили желание сыграть у него в театре...
– У меня есть много разных проектов.
– Коляда был поражен, что вы, музыкант, для которого открыты лучшие концертные залы, захотели сыграть, как он выразился, «у него в подвале».
– Я очень люблю его театр. Когда он приезжал в Москву, я посмотрел много спектаклей. Что-то безумно нравится, что-то меньше. Николай очень интересный человек.
– Я разговаривала с ним примерно неделю назад, и он сообщил, что вы определились с проектом, и это будет в Гоголь-центре. Вы уже туда ходили, смотрели...
– Да-да, все так. У нас есть желание сделать проект по записным книжкам Венедикта Ерофеева. Сейчас пока все отложилось. Сначала Николай Коляда должен написать сценарий. Я просто жду, когда они все сделают. Не от меня зависит, здесь у меня скромная роль.
– Вы готовы быть простым тапером?
– В театре? Естественно, а почему нет, если мне это интересно?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (6813) от 25.11.2020 под заголовком «Я не дирижер!».
Материалы рубрики
В Концертном зале Мариинского театра проходит органный фестиваль
В Филармонии сыграют концерт к 160-летию Василия Андреева
В Петербурге пройдет концерт памяти дирижера Мариса Янсонса
В Большом зале Филармонии сыграли «Ночь перед Рождеством»
СПб ГАСО представит новую программу «Равель и Стравинский»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии