Взрослое детство. Российский фильм в стиле стимпанк «Эбигейл» вышел в прокат

В 1960 - 1980-е в нашем кино делались замечательные сказки - скажем, «Морозко» Александра Роу, на котором даже Спилберг учился, по его собственному признанию. А вот жанра фэнтези, сказочной фантастики, вроде как не было, промежуточные попытки не в счет. Не было - значит будет! На экраны вышла «Эбигейл» - картина, сработанная режиссером Александром Богуславским в стиле стимпанк.

Взрослое детство. Российский фильм в стиле стимпанк «Эбигейл» вышел в прокат | Кадр из фильма

Кадр из фильма "Эбигейл"

«Стимпанк, - объясняет нам Интернет, - это «направление в искусстве, в целом оно акцентирует внимание на механистичности природы, при этом механистичности в стиле ретро. Дирижабли, железные роботы, какими их представляли себе первые писатели-фантасты, зубчатые шестеренки и передаточные валы, тяжелые телефонные аппараты и воздушные шары являют собой характерный для стимпанка мир».

Итак, фабула. Шестнадцатилетняя Эбигейл (симпатичная Тинатин Далакашвили) живет в городе, границы которого закрыли за много лет до ее взросления. Формально - из-за эпидемии загадочной болезни, очень опасной. Отец Эбби был одним из заболевших - и его забрали, когда ей было шесть лет. Девочка это запомнила. Разыскивая отца, повзрослевшая Эбигейл узнает, что ее город полон людьми разного возраста, обладающими магическими способностями. Сами о себе они думают, что заражены, и боятся даже на улицу выходить, чтобы не сцапали без предупреждения.

Способности Эбигейл должны пробудиться и в ней самой. Остается понять, в чем именно заключается этот дар и как он будет использован. И все было бы просто, но авторам ленты необходимо найти хоть какой-то путь к отечественному зрителю, ведь вроде бы все чужое, а образы, которым сочувствуешь, должны же быть. Хоть сделанные в пределах стимпанка.

Действительно, все приметы стиля, и даже больше, в картине имеются, включая атрибутику химической лаборатории с колбами и ретортами и магические железяки, с помощью разноцветного дыма убивающие врага без крови (враг просто растворяется в воздухе). И трудно сказать, каким на самом деле должен быть возрастной порог посещаемости такого кино, какой мир вероятного будущего было бы правильно показывать детям, если в зрительской памяти едва ли не один «Гарри Поттер». А с ним состязаться пока что себе дороже.

Ничего, научимся. Авторы решали свою задачу, сюжетно соединив, скажем так, «Матрицу» с «Гадкими лебедями» братьев Стругацких. Но поместили основное действие не в технократическое будущее, а в декорации романов Диккенса и сказок Андерсена, надеюсь, до сих пор читателями еще не забытых. К тому же, хотя почти всех основных персонажей играют русскоговорящие актеры, фонограмма была английская, а потом все персонажи были заново дублированы на русский.

С одной стороны, создатели фильма тщательно, с помощью изображений и декораций, стремились создать условно-сказочный мир, живущий по своим фольклорным законам. С другой - на уровне сюжета и диалогов пытались выстроить свою историю как социально-экономическую аллегорию, проиллюстрировать несколько возможных концепций развития воображаемого будущего. В зависимости от того, куда пойдет фабула.

Сказка и социальная аллегория, конечно, могут ужиться. Но авторы прерывают действие диалогами такого, например, рода: «Если бы ты победил, это было бы не восстание, а революция, и в результате была бы диктатура похуже, чем у безликих», - говорит героиня по имени Стелла (Равшана Куркова) своему соратнику - лидеру протестующих Бэйлу (Глеб Бочков), его, по существу, предавая. - «Да, но пока что привела сюда диктатуру именно ты». Ничего себе, - скажем мы, - разговорчики в детском фильме.

Перед нами не только современная сказка о том, как выжить, сопротивляться и победить в изолированном городе. Но и не в чистом виде постапокалипсис. Ведь главное зло в виде Границы, страхующей обитателей Города от людей инфицированных (читай - инакомыслящих), некогда установленной инспекторами ради общественного здоровья, уже произошло, но еще отнюдь не необратимо. Просто надо, найдя в конце концов папу, спросить, как воспользоваться своими способностями, если уж все равно их не скроешь. Ведь инспекторы, как выясняется по ходу картины, отлавливают людей отнюдь не для того, чтобы изолировать и убить, а чтобы именно себе поставить на службу. Так с кем ты, Эбигейл Фостер?

Старшее поколение, то есть отец (Эдди Марсан) и мать (Ксения Кутепова), забитое и запуганное, в желании застраховать ребенка от новых бед явно гасит в своем потомстве потенциальные магические возможности. Которым, как считают авторы, пора проснуться. Протестующей молодежи надо довериться. Она по сути своей хорошая. «Свободен тот, кто не врет», - говорит Эбигейл в начале картины.

Но так ли стоит вопрос? Может, зависимость здесь обратная, и только правда без любви еще ни от чего не спасает и ничего не гарантирует? «Не врать» надо еще научиться, процесс не одномоментный, особенно если Граница установлена всерьез и надолго. А фильм надо как-то заканчивать, хотя там четыре финала. Ведь есть и еще объяснение: девочке вся эта борьба молодежи за свое будущее просто приснилась, пока взрослела.

В итоге авторы помещают авантюрное действие в рамочную конструкцию. В начале и в конце ленты шестилетняя Эбигейл (Марта Тимофеева) гуляет со своим отцом по освещенному солнцем лесу, где есть и наши березки. О том, что ей делать по ту сторону Границы, если уж там окажешься, он ей не рассказывает заранее. Но она сама догадается - по игрушкам, которые ей оставил отец. Хорошо бы только, чтобы игрушки эти не превратились в оружие. Пусть даже и «дымовое».

#фильмы #кино #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (6517) от 04.09.2019 под заголовком «Взрослое детство».


Комментарии