Взгляд в будущее. Завершился Международный конкурс имени Чайковского

Завершился XVII Международный конкурс им. П. И. Чайковского, который проходил в Москве и Петербурге с 19 июня по 1 июля, остались позади прослушивания, дебаты, споры и художественные открытия. Последним актом стал гала-концерт в Мариинском-2, продолжавшийся около шести часов и закончившийся почти в два часа ночи стоячей овацией и объявлением обладателя «Гран-при». Он был присужден золотой медалистке среди вокалистов меццо-сопрано Зинаиде Царенко. Решение о присуждении «Гран-при» принимает сопредседатель жюри конкурса Валерий Гергиев.

Взгляд в будущее. Завершился Международный конкурс имени Чайковского | Вручение «Гран-при». Валерий Гергиев и Зинаида Царенко с лауреатами конкурса./ФОТО Марка ОЛИЧА/предоставлено организаторами конкурса

Вручение «Гран-при». Валерий Гергиев и Зинаида Царенко с лауреатами конкурса./ФОТО Марка ОЛИЧА/предоставлено организаторами конкурса

Каким же запомнился празднующий свое 65‑летие 17‑й конкурс? Во-первых, несмотря на некоторые пессимистические прогнозы, состязание осталось международным (были поданы заявки из 41 страны, в финальную часть отобрали 236 участников из 23 стран) и прошло по шести специальностям в Москве и Петербурге. Все прослушивания и события конкурса транслировались онлайн без каких‑либо ограничений, так что к нам присоединились любители музыки из 102 стран мира, а общее количество просмотров на данный момент превысило рекордные 60 миллионов. Если учесть, что все записи так и останутся в открытом доступе, то просмотров будет еще больше.

Конечно, главное внимание было приковано к пианистам: Большой зал Московской консерватории был заполнен, а состав участников оказался не­обычайно силен. Еще до начала конкурса одним из фаворитов виделся самый молодой участник — Сергей Давыдченко из Рос­това-на-Дону.

Правда, были сомнения, что он способен завоевать высшую награду, ведь Конкурс Чайковского — одно из самых сложных, если не самое сложное состязание. В силу высоты своих требований он представляет собой битву уже сложившихся мастеров, не случайно возрастная планка последние конкурсы все поднималась. И все же золотую медаль завоевал девятнадцатилетний Давыдченко, с блеском прошедший все три тура, а в финале показавший зрелость и силу своей интерпретации не только в Первом концерте Чайковского, но и даже в большей степени — во Втором Прокофьева.

О накале борьбы свидетельствует и то, что второй премии и сереб­ряной медали были удостоены сразу три пианиста: Джорж Харлионо (Великобритания), Валентин Малинин (Россия) и Станислав Энджел Вонг (США). Единственный участник из Петербурга — Илья Папоян, хорошо знакомый нашим любителям музыки, остался лишь третьим, несмотря на свои глубокие, вдумчивые программы в первом и втором турах. Однако в третьем пианиста, за которого многие в городе болели, немного подвели нервы, исполнению не хватило раскованности и победной энергетики.

Конечно, конкурс — это всегда соревнование, сродни спортивному, олимпийскому. И если посмотреть на медальный зачет, то четыре золотые медали у России (что неудивительно), а три — у Южной Кореи. Корейцы действительно приехали очень сильной делегацией и произвели впечатление: среди скрипачей первую премию и золотую медаль завоевала Ким Ке Хи (Южная Корея), среди виолончелистов лучшей стала Ли Ён Ын, среди вокалистов-мужчин первые два места были отданы тенору Сон Чи Хуну, впечатлившему своей виртуозностью и верхними нотами и, надо признать, лучше всех исполнившему знаменитую арию Ленского в третьем туре; вторым же стал впечатляющий бас Чон Ин Хо. В лауреатах конкурса были и музыканты из Китая.

В Петербурге внимание было приковано к певцам, виолончелистам, а также исполнителям на деревянных и медных духовых инструментах. Каждая из специальностей занимала свой музыкальный уголок города: Большой и Малый зал Филармонии, Капелла, зал в Репине. Певцы практически не выходили из Мариинского-2, где первый и второй туры проходили в Камерном зале им. Мусоргского — немного тесном и небезупречном с точки зрения акустики, но удобном и уютном, а третий тур переместился на Большую сцену. Были опасения, что некоторые голоса не выдержат контраста между двумя залами, но этого не случилось.

Среди женщин с самого начала основная борьба развернулась между Ольгой Масловой (именно ей прочили первое место) и Зинаидой Царенко. Маслова — солистка Мариинского театра, обладательница настоящего драматического сопрано — построила программы каждого тура вокруг своих героинь, уже целиком исполненных на сцене, Леди Макбет, Абигайль, Турандот. И выступила очень впечатляюще, показав зрелые образы и прекрасный вокал. Зинаида Царенко, несмотря на то что любители музыки и критики уже обратили на нее свое внимание, пока в театре находилась как бы в тени, исполнив несколько не самых ярких партий (например, Фенены в «Набукко» или Ольги в «Евгении Онегине»), а также став лауреатом I премии конкурса Елены Образцовой. Но на прослушиваниях конкурса, особенно в оркестровом финале, все вдруг еще раз услышали голос поразительной красоты и силы, напоминающий великих певиц недавнего прошлого — Софью Преображенскую, Елену Образцову, молодую Ольгу Бородину. После исполнения арии Далилы из оперы Массне «Самсон и Далила» на гала-концерте даже сам Валерий Гергиев поцеловал солистке руку. Так что и первая премия, и «Гран-при» — это во многом заявка на будущее молодой солистки.

В будущее было устремлено и выступление самого молодого победителя семнадцатилетнего Семена Саломатникова (труба) среди медных духовых инструментов. Ученик средней специальной музыкальной школы при Санкт-Петербургской консерватории произвел настоящую сенсацию.

Победительницей среди деревянных духовых стала Софья Виланд (флейта) из оркестра Мариинского театра — представительница петербургской музыкальной династии. Ее мать — Ольга Виланд — солистка группы флейт заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, в свое время тоже завоевавшая несколько конкурсных наград.

Представитель еще одной петербургской музыкальной династии Иван Сендецкий стал лауреатом четвертой премии среди виолончелистов.

XVII конкурс закончился, но след от него будет долгим. Предстоят концерты лауреатов, будем следить за дальнейшей карьерой полюбившихся молодых музыкантов и ждать следующего конкурса через четыре года.


#конкурс #музыка #певцы #музыканты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (7451) от 06.07.2023 под заголовком «Конкурс Чайковского: взгляд в будущее».


Комментарии